В земной жизни люди часто сталкиваются с несправедливостью, видят, что грешники процветают и нет на них управы. Притча, которую мы разберем сегодня, в частности, пытается ответить на вопросы: а где же Бог? Где Его воздаяние грешникам?
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 19-31).
Притчу о богаче и Лазаре приводит только евангелист Лука. Многим она хорошо знакома. Спаситель продолжает наставлять Своих учеников на пути в Иерусалим на Крест. Притча поднимает темы богатства, покаяния и посмертного воздаяния.
Спаситель противопоставляет в притче о богаче и Лазаре два мира – земной, в котором царит культ силы, власти и богатства, и мир загробный, в котором все переворачивается и открывается истинная ценность прожитой человеком жизни, измеряемая совсем по иным критериям, чем на земле.
В притче подчеркнута еще одна мысль – богатых и сильных мира сего не убедит измениться даже чудо воскресения из мертвых. Поэтому Христос и не хотел давать знамения тем, кто требовал его. В том же Евангелии от Луки Господь говорит: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк. 11, 29-30). И одно-единственное знамение Он дал – Сам воскрес после поругания, распятия и смерти. И как люди отозвались на это событие? Одни последовали за Христом, а другие ожесточили свои сердца.
В начале рассказа контрастно описывается роскошная жизнь богача и нищенское состояние Лазаря. Кстати, эта притча единственная в Новом Завете, в которой приведено имя персонажа. Лазарь – это латинская форма еврейского имени Елеазар, которое переводится как «Бог помогает». Имя нищего как бы говорит, что ему в этой жизни не на кого надеяться, кроме Бога. Только Бог его помощник. У него нет связей, денег, друзей, власти… С него никто ничего не может взять, потому что нет у него ничего. Он никому не нужен. Разве чтобы посмотреть и сказать: какой я молодец, что я не такой, как он!
Собаки приходили и лизали его язвы. Очень красочная деталь! На Востоке в городах объедки выбрасывали прямо на улицу, где стаи бродячих, вечно голодных собак их подбирали. Для иудея собака – это презренное, нечистое животное. Фактически больной Лазарь находится в положении такой вот голодной, презираемой всеми «порядочными» людьми собаки. Он делит найденные объедки с собаками. Они лижут струпья Лазаря, то есть обращаются с несчастным, который не в силах был их отогнать, как с себе подобным. Здесь нет указания на жалость к нему.
Случай Лазаря иллюстрирует глубокую поврежденность человека, которая раз за разом проявляется как в частной жизни, так и в жизни целых обществ. Человек унижает ближнего, чтобы в своих глазах казаться выше, умнее, благороднее, сильнее… Чтобы самоуважение обрести, ресурсы захватить, власть сохранить. Европейские колонизаторы грабили и обманывали аборигенов Нового Света, потому что те были не такие, как они. XX век наступил после XIX – века безграничной веры в науку, силу и разум человека. И вот – в нацистском концлагере сжигают женщин и детей, из людей делают абажуры и мыло, а два уважаемых некогда профессора, ползая в грязи, дерутся за объедки и пьют из лужи. Научил ли людей чему-то XX век? Нет. Этот мир неисцелим и лежит во зле, поэтому он сгорит в преображающем огне Страшного Суда.
Богач и Лазарь умирают. Смерть расставляет все точки над i – люди идут на суд Божий. Никто его не избежит. Не откупишься от Сердцеведца взятками, не напугаешь связями. В Царстве Небесном все это потеряет свою силу. Апостол Иаков в Соборном Послании произносит грозные обличения в адрес людей, подобных немилосердному богачу из притчи Спасителя: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня… потому что пришествие Господне приближается (Иак. 5, 1-8).
И только в загробной жизни, когда богач сам стал испытывать мучения, он обратил внимание на Лазаря, но было уже поздно. Добро и зло там окончательно разделены. В чем грех богача? В его богатстве? Нет! В его бессердечности и равнодушии. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что даже если этот богач был бы свирепее диких зверей, ему непременно надлежало бы растрогаться при виде Лазаря, но «он не чувствовал никакого сострадания, а был более жестоким и безжалостным, чем тот судья, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился». Этот же святой говорил о том, что все в этой жизни носят маски, пытаются казаться тем, чем они не являются, но в жизни вечной все маски будут отброшены и люди предстанут перед Богом такими, какие они есть.
Прекрасный пример этому – наш симбирский святой, блаженный Андрей. Маска нищеты и юродства отброшена: теперь он сияет в неизреченном свете Божественной славы, продолжая помогать нам, живущим на земле.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»