«Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых. В своем уме он постоянно имеет мысль о том, что его тело есть храм Святаго Духа. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню».
«Отцы говорят, что для стяжания благоговения надо жить или общаться с людьми, его имеющими, и наблюдать за тем, как ведут себя они. Движения, поведение человека благоговейного, как аромат, передаются другому; конечно, если в нем самом есть доброе расположение и смирение».
«Тот, в ком есть многая вера и истинное благоговение, питается высшим, духовным, тем, что неописуемо. Однако есть и такие, кто имеет лишь сухое внешнее благоговение. Если осенять себя широким крестным знамением, но делать это просто, смиренно, то других это не заденет. Но если человек думает о том, видят ли его другие, и без конца крестится, то над ним станут смеяться. Или если он проходит мимо храма и смотрит, есть ли поблизости народ, или может даже маленько “потерпеть”, чтобы народу собралось побольше, и только тогда начинает креститься и класть поклоны с тем, чтобы его увидели, тогда другие правы, насмехаясь над ним. Когда есть настоящее благоговение, его видно. А без настоящего благоговения “благообразно” превращается в “безобразно”».
«Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину».
«Будем, насколько возможно, внимательны ко всему. Благоговение потихоньку теряется, и зло, которое мы видим, происходит от этого. От невнимания можно даже бесноватым стать. Как Божественной благодати приблизиться к человеку, если он не благоговеет перед святыней? Благодать пойдет к тем, которые ее чтут. Не дадите святая псом, – говорит Священное Писание. Преуспеяние невозможно, если отсутствует духовная чуткость».
«Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа, или Пресвятую Богородицу, или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма. Человек есть храм Святого Духа. Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон. Если бы люди понимали это, то сколько бы радости они ощущали, сколько бы они принимали силы!»
«Вся основа в благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена икона, и уже принимает благодать, а кто-то может иметь самую лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения. Один может получить пользу от обычного креста, а другой, не имея благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа».
«Насколько можете, возделывайте в себе благоговение, скромность. Это поможет вам приять благодать Божию. Потому что, имея благоговение, духовную скромность, человек, если он еще и смиренный, принимает Божественную благодать. Если же в нем нет благоговения и смирения, то благодать Божия не приближается к нему. В Священном Писании написано: На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих».
«А какое благоговение должны мы питать по отношению к иконам! Если человек, имея фотографию своего отца, матери, деда, бабушки или брата, не может порвать ее или наступить на нее, то разве не в гораздо большей мере это относится к иконе! У иеговистов нет икон, и честь, которую мы воздаем иконам, они считают идолопоклонством».
«Великое дело отдать себя Богу! Мы едим сладкие плоды, а смолу деревьев в кадиле приносим в жертву Богу. Вкушаем мед, а в жертву Богу приносим воск, но ведь и тот мы часто смешиваем с парафином! Экономить можно на всем, кроме служения Богу. Богу должно приносить самое чистое, самое лучшее».
Газета «Православный Симбирск»