Отвечает диакон Димитрий Трофимов:
«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого
с Тобою!» (Мф. 16, 15-22).
Диалог Христа и учеников происходит в окрестностях Кесарии Филипповой. Здесь, в языческой области, апостолы могли смело говорить, не боясь враждебно настроенных книжников и фарисеев. И Господь спросил апостолов, за кого Его почитают простые иудеи. Ученики ответили: за великого пророка. Затем Христос спросил мнение учеников о Себе. Спаситель, Которому открыты сердца людей, знал, что апостолы, долго общавшиеся с Ним и видевшие чудеса, уже твердо верят в Его мессианское достоинство; в них созрело качественно иное восприятие Учителя. Они должны были ответить на этот вопрос, чтобы четче осознать еще не выраженную вслух мысль.
«Ты – Христос, Сын Бога Живаго», – первым ответил Петр, который в этот момент говорил от лица всех апостолов. Тогда Спаситель обратился к нему: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». К чему или к кому относится слово камень (скала)? Есть несколько толкований. Первое, самое распространенное: основание Церкви – это суть исповедания апостола Петра и твердость веры в это исповедание. Второе толкование: Христос указывает на Себя – твердое основание Православной Церкви.
Действительно, было замечено, что в Священном Писании слово «камень» относится или к Богу или к обычным камням, но не употребляется для указания на обычных людей. Некоторые под основанием, на котором стоит Церковь, понимали всех апостолов, их проповедь и свидетельство. «Врата ада» – это образное выражение, указывающее на то, что силы зла будут вести с Церковью борьбу, но не смогут ее победить.
«И дам тебе ключи Царства Небесного»: Церковь и Царство Небесное неразрывно связаны: последнее – это невидимая и вечная сторона первой. А ключи – символ особой власти. «Власть ключей», дарованная апостолу Петру, а в его лице всем апостолам, традиционно понимается в смысле права православных епископов и священников отпускать людям грехи или удерживать их.
Теперь апостолы твердо верят, что Иисус долгожданный Спаситель, но они не знают, что, по Божественному замыслу, Он – Мессия, Который должен пострадать, умереть и воскреснуть. Господь открывает эту тайну ученикам. Апостолы, видевшие в Спасителе земного царя, поразились вестью о предстоящих страданиях и смерти Иисуса. Пока они не были готовы вместить это.
Газета “Православный Симбирск” № 18 (530) 2020 г.