Главная / Газета 2020 / Как правильно благодарить Бога?

Как правильно благодарить Бога?

В Священном Писании апостол Павел учит нас за все благодарить Господа, «ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5,18). В том числе, «за все случающееся – и приятное, и скорбное», добавляет святитель Игнатий Брянчанинов.

Выражать признательность Творцу учит и богослужение. Любая молитва, совершаемая в храме или дома, предваряется благодарением. Так, всенощное бдение начинается возгласом «Слава Святой, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице»; Божественную литургию предваряет возглас «Благословенно Царство…», а перед молитвой «Царю Небесный…» мы произносим «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

В Церкви сложился определенный опыт благодарения Бога. Например, особый чин – благодарственный молебен. Кто-то считает, что достаточно поставить свечу в храме. Другие читают акафист или хвалитные псалмы. Все из вышеперечисленного хорошо. Но есть ли иной способ выражения признательности Богу? Ответ находим в Священном Писании. В 115-м псалме  читаем: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?», то есть что я воздам Богу за все то, что он мне дал? Далее следует ответ: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115, 4). Согласно святоотеческому толкованию, под Чашей Спасения следует понимать Евхаристическую Чашу.

Таким образом, приобщаясь Святых Христовых Тайн, мы причащаемся не только ради исцеления души и тела, но и тем самым воздаем достойное благодарение Богу за все Его благодеяния. Слово Евхаристия с греческого языка переводится как «благодарение». Господь во время Тайной Вечери взяв хлеб, поблагодарил Отца Небесного, потом разделил его и дал апостолам: «сие творите в Мое воспоминание»  (Лк. 22, 19).

Исполняя заповедь Христа, мы совершаем Божественную литургию. За Евхаристическим каноном священник произносит следующие слова тайной молитвы: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться… За все благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас».

То есть, согласно Священному Писанию, один из способов выражения благодарности Творцу – личное участие в Евхаристии.

При этом не следует забывать, что, приступая к Святой Чаше, мы получаем исцеление души и тела. Здравие, прежде всего, духовное, – это то, что Бог хочет видеть в нас. Он, являясь нашим Небесным Отцом, желает, чтобы мы были чистыми от греха и пребывали в духовном и физическом здравии. Поэтому причащение является одновременно и лекарством для нашей падшей природы, и выражением благодарности Господу Богу.

Однако указанный способ признательности требует от нас и особого образа жизни. Апостол Павел предупреждает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 27). Так, человеку необходимо испытывать себя, помня слова апостола: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 28-29).

Таким образом, недостойное Причащение Святых Христовых Тайн не приносит пользы человеку и не выражает благодарности Творцу, а лишь осуждает недостойного.

Может ли христианин определить, достоин он приобщения к таинству Евхаристии или нет? Преподобный Симеон Новый Богослов предлагает подробную классификацию, в которой представляет пять классов людей, недостойных Святого Причащения: «Первый – оглашенные, как еще не крещеные. Второй – крещеные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Третий – бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время. И пятый – те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия. Достоин же Причастия Святых Тайн, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали. Но когда кто-либо из таковых достойных осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился».

Можно сказать, что достойность определяется мерой покаяния причастника и мерой видения себя как недостойного грешника. Поэтому к Чаше может приступать тот, кто осознает себя грешником. Одновременно, было бы не совсем правильно надолго откладывать участие в таинстве. Следует понимать, что мы никогда не достигнем состояния, чтобы достойно принять Святые Дары, так как никогда не обретем совершенной чистоты перед Богом. С таким пониманием и смирением мы обязаны причащаться регулярно. А по принятии Святых Христовых Тайн снова и снова благодарить Христа словами святителя Василия Великого: «Владыко Христе Боже, Царю веков, и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств».

Иеромонах Иларион (Хроль)

Газета «Православный Симбирск» № 19 (531), 14 октября 2020 г.