15 февраля в главном корпусе УлГПУ выпускникам-магистрам специальности «Теология» 2021 года торжественно вручили дипломы. С успешным окончанием университета выпускников поздравило руководство кафедры философии и культурологии.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова – единственный в регионе вуз, где существует специальность «Теология». Конечно, достижения университета во многом зависят от ректора. В мае 2019 года ректором был избран Игорь Олегович Петрищев. Специально для читателей «ПС» он рассказал о планах университета, о сегодняшних студентах и немного о себе.
– Игорь Олегович, чем запомнился для вас 2020 год?
– В апреле 2020 года у всех педагогических вузов страны сменился учредитель – мы перешли «под крыло» профильного Министерства просвещения Российской Федерации, что позволило по-новому ощутить востребованность в решении масштабных государственных задач в сфере высшего образования. Практические весь год прошел под знаком разработки новой программы развития вуза.
Горжусь тем, что наш университет внес значительный вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией. На базе научно-исследовательского центра УлГПУ проведено около 60 тысяч исследований по ПЦР-диагностике СОVID-19, причем лаборатория университета начала делать тестирования одной из первых в регионе.
Значимым событием стал быстрый переход на цифровые дистанционные технологии в обучении по всем уровням образования. Не могу не отметить вступление нашего вуза в Научно-образовательную ассоциацию теологического образования, чему предшествовала необходимая процедура проверки реализации образовательных программ по теологии и выполнения уставных критериев Ассоциации.
– Расскажите немного о планах УлГПУ на 2021 год и о проектах, готовящихся к реализации. Какой вы видите стратегию развития вуза в ближайшей перспективе?
– В 2021 году нашему коллективу предстоит осмыслить накопленный опыт работы в условиях пандемии и принять важные решения, направленные на улучшение качества всех процессов: образовательного, научного, управленческого, сервисного. В новом году мы приступим к реализации нескольких важных проектов, в их числе – создание Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра консультативной психологической помощи родителям.
Сегодня мы стремимся использовать новые цифровые технологии для повышения качества подготовки педагогов. В частности, наши ученые разработали виртуальный педагогический симулятор, который призван помочь преподавателям и студентам педагогических специальностей с помощью VR-технологий грамотно вести себя в нестандартных ситуациях при работе с детьми.
– Как бы вы охарактеризовали современных студентов? В чем отличие сегодняшней молодежи от молодежи того поколения, к которому принадлежите вы?
– Отличия связаны с форматами взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем. Главное – это, конечно, «цифровое сознание» современной молодежи. Помимо живых контактов они активно общаются в онлайн-средах, где они более уверенно себя чувствуют. Есть и отличие в плане постижения будущей профессии. Современное поколение студентов прагматично, реалистично и нацелено на практику, у них больше профессиональных амбиций. Многие наши учащиеся начинают трудовую деятельность еще во время обучения.
– Можно сказать, что назначение на пост ректора стало для вас неожиданностью? Какими были ваши первые шаги на этом посту? Какие ваши ближайшие планы?
– Назначение на пост ректора для меня не было неожиданностью, так как, во-первых, этому предшествовала моя семилетняя работа в университете. А во вторых, был большой подготовительный этап – согласование моей кандидатуры в Министерстве науки и высшего образования РФ, прохождение аттестации, конференция делегатов от всех факультетов и структурных подразделений университета, где я представил свою программу развития вуза. И, наконец, выборы.
Мое назначение на должность ректора состоялось незадолго до пандемии, когда вместе с коллегами мне пришлось решать сложные вопросы перевода вуза на дистанционную форму работы. Это принесло и положительные плоды. За время самоизоляции заметно ускорилась цифровизация деятельности вуза, в дистанционный формат был переведен ряд образовательных программ, преподаватели усовершенствовали умения и навыки в использовании компьютерных технологий. Сейчас мы особенно остро ощущаем, как дорого и ценно для нас живое общение со студентами и коллегами.
– Вас можно встретить на богослужениях в Спасо-Вознесенском соборе. Вы можете назвать себя верующим человеком?
– Гораздо чаще я бываю в Воскресенско-Германовском храме, хотя рабочий ритм не всегда позволяет даже в воскресный день оторваться от служебных задач. Да, я считаю себя православным человеком. Вера позволяет всегда держать свою деятельность в тех ценностных рамках заповедей, которые очень мне близки. Я считаю, у каждого человека должна быть вера, которая позволяет чувствовать, что в любых добрых начинаниях ты не один.
– УлГПУ стал первым и пока единственным вузом в регионе, где есть такое направление обучения, как теология. Насколько важным и востребованным вы считаете теологическое образование на текущий момент?
– Да, действительно, сегодня УлГПУ – единственный вуз региона, ведущий подготовку бакалавров и магистров по профилю «Практическая теология православной конфессии». Обучение ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает широкую общеобразовательную подготовку, ответствующую уровню современного светского гуманитарного образования. Большое внимание уделяется религиоведческим и богословским наукам. Здесь преподаются иностранные языки, философия, история, политология, социология, социальная психология, логика, прикладная экономика, основы теории управления и другие. В проведении занятий и семинаров участвуют не только преподаватели университета, но и священнослужители Симбирской епархии.
Выпускники вуза этого направления востребованы как квалифицированные консультанты по религиозным вопросам в государственных учреждениях разного уровня; преподаватели основ православной культуры в учебных заведениях; педагоги воскресных православных школ, журналисты, менеджеры, катехизаторы и социальные работники.
Симбирская епархия оказывает духовную, педагогическую и материальную поддержку обучению по направлению подготовки «Теология». Священнослужители преподают богословские дисциплины, а на территории Спасо-Вознесенского собора выделены учебные аудитории для занятий.
В конце 2020 года состоялась моя встреча с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином, который высказал искреннюю заинтересованность в развитии теологического образования в УлГПУ. Мы вместе будем обновлять учебно-методические материалы, университету будет оказана помощь в организации практики студентов-теологов в храмах.
– В одном из интервью вы признались, что в детстве мечтали стать программистом. Почему? Вы в большей степени человек с техническим или гуманитарным складом ума?
– Выбор специальности для первого образования я сделал рано, в классе 6-м или 7-м. На это повлиял в большой степени мой друг, который очень интересно рассказывал о том, чему их учат в техническом университете, о перспективах этой профессии. Да и в конце 90-х – начале нулевых годов направление использования информационных систем в экономике развивалось очень быстро и было востребованным. Это и определило место и направление моего первого высшего образования. Всегда считал себя человеком с техническим складом ума, но работать в нашем университете без гуманитарных знаний невозможно. Это стимулирует к постоянному развитию.
– Вы воспитываете трех детей, являетесь кандидатом технических наук, председателем регионального отделения Российского военно-исторического общества, ректором вуза. Как вы все успеваете? Поделитесь, пожалуйста, секретом с нашими читателями.
– Конечно, это вопрос грамотного планирования рабочего времени. У меня есть расписание на месяц в электронном календаре, где отмечены основные планы. Мой обычный рабочий день начинается в восемь утра. Около получаса я знакомлюсь с новостными порталами, с новостями на сайте вуза, на сайте Министерства просвещения Российской Федерации, на региональных и федеральных порталах. Дальше у меня начинаются рабочие встречи и участие в мероприятиях. В районе шести вечера сажусь подписывать документы. Если все хорошо, около семи-восьми часов я заканчиваю свой рабочий день. Но работаю и дома, готовлюсь к занятиям, которые веду. Выходные, если они есть, провожу с семьей, друзьями.
Успеть одному качественно отработать по всем направлениям деятельности невозможно. Хорошо, что меня окружают профессиональные, надежные люди, с которыми можно успеть сделать больше дел.
Беседовал Сергей Николаев
Об отделении теологии УлГПУ рассказывают преподаватели и выпускники
Анна Тихонова, заведующая кафедрой философии и культурологии УлГПУ:
– За десять лет существования отделение теологии прошло большой путь развития: от горстки преподавателей и менее десятка студентов до бакалавриата и магистратуры с очной и заочной формами обучения. Сделано немало, но осталось несколько проблем, ждущих своего решения. Например, отбор абитуриентов, большая часть которых попадает на теологию только потому, что не набрала нужное количество баллов при поступлении на исторический факультет. Конкурса у нас, к сожалению, нет, и не все понимают, что православие – это титульная религия.
Православие необходимо изучать всем: родителям (в том числе, и будущим) для правильного воспитания детей, молодым людям – чтобы не совершить ошибки, за которые потом будет стыдно, управленцам всех уровней для проведения правильной государственной политики. Теология – это наука, которая помогает объединить представителей разных конфессий, показать достоинства и важность изучения православия. К нам приходят разные студенты. Большинство хочет изучить православие как религию и как нравственные каноны. Некоторые приходят к Богу через несколько лет после обучения. Многое зависит от педагога, ведущего за собой.
Проблема трудоустройства выпускников есть, вакансий далеко не всегда хватает, но благодаря поддержке владыки, я верю: все наладится. А пока выпускники идут в школы преподавать основы религиозной культуры, поступают в магистратуру на теологию, чтобы продолжать образование.
Встреча с митрополитом Лонгином в стенах нашего вуза поразила меня. Владыка очень эрудирован, умеет для каждого найти нужные слова поддержки, обладает талантом увлечь слушателей новыми идеями. В первые дни своего пребывания на Симбирской кафедре, при всей загруженности, он нашел время для встречи с ректором педагогического университета и с преподавателями направления теология, выслушал каждого, составил представление о положении образования в нашем университете. Митрополит Лонгин сумел вселить в нас уверенность, что, по благодати Божией, все будет хорошо, и мы очень надеемся, что благодаря молитвам и помощи нашего архиерея направление подготовки теология будет развиваться, а выпускники найдут себе дело по душе.
Ульяновск для меня – уникальный город с уникальными людьми. Я родилась в Чите, поэтому как человек приезжий понимаю суть фразы «лицом к лицу лица не увидать – большое видится на расстоянии». Большинство краеведов нашего края – люди приезжие. Я поступила в Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н.Ульянова по специальности дошкольная педагогика и психология. Диссертацию написала на тему «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к региональной культуре».
Именно в Ульяновске я пережила время своего духовного становления. Меня впечатлила история подвига святого блаженного Андрея, его смирение, стремление помогать людям. Кстати, даже истории жизни наших современников многому учат! Например, протоиерей Алексий Скала, который своим упорством и умением объединить людей построил замечательный собор! Нам есть, у кого учиться!
Игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря:
– Денис Владимирович Макаров – один из преподавателей УлГПУ рассказал игумении Магдалине, что в университете открывается отделение теологии, но абитуриентов мало. Он предложил матушке отправить учиться насельниц монастыря. Так инокини Евстафия, Ника и я стали студентами. Для нас это было честью! Мне и в голову не приходило, что я когда-то начну учиться, тем более на теологии.
Учеба мне запомнилась… переживаниями. Очень волновалась: как буду сдавать зачеты и экзамены? Уже не юная, чтобы хорошо запоминать материал и воспроизводить его. Нельзя было подвести, все-таки сестры – лицо монастыря. Конечно, были моменты, которые ум не мог вместить, но с Божией помощью все получалось. Непросто было сдать экзамен по библеистике. Этот предмет вел почивший протоиерей Михаил Качалов. Батюшка задавал простые вопросы, но они ставили студентов в тупик. Отвечать было очень сложно, но все справились!
Училась я с удовольствием и любовью. Занятия вдохновляли меня. У нас были прекрасные преподаватели, которых интересно было слушать. Они горели своим делом и отлично знали его.
Несомненно, знания, полученные во время учебы, пригодились в жизни. Часто прихожане задают вопросы, на которые без теологического образования я вряд ли могла бы ответить. Это милость Божия, что в нашем городе есть такое учебное заведение, где можно получить богословское образование. Прихожане, храмовые работники просвещаются и суеверия вроде «купи 40 свечей и поставь их в 40 храмах, иначе Бог не поможет» изживаются.
Протоиерей Александр Титов, настоятель храма во имя блаженного Андрея Симбирского поселка Силикатный:
– Как только УлГПУ предоставил возможность получить теологическое образование заочно, меня благословили учиться от Мелекесской епархии. Так я и поступил. После окончания бакалавриата решил: буду продолжать учиться в магистратуре.
Учеба запомнилась мне интересными знакомствами как со студентами, так и с преподавателями. А полученные знания пригодились не только во время учебы, но и после.
Я закончил семинарию в 2000 году, и как оказалось, за 13 лет появились новые научные исследования, благодаря которым богословие перестало быть узкой специальностью для священников и стало доступным для интересующихся мирян. Появилось множество полезной информации в открытом доступе, которая облегчила подготовку к семинарам, зачетам, экзаменам. Кстати, после учебы в университете священнику легче общаться с молодежью, понимать процессы, происходящие в мире.
Сравнивая учебу в семинарии и университете, можно сказать, что в первом учебном заведении она более глубокая за счет подробного изучения Священного Писания, литургики, догматического богословия и прочих церковных дисциплин. Семинарист получает не только духовное образование, но и воспитание. Он несет послушания и участвует в богослужении. Такого, конечно, нет в УлГПУ. Однако знания выпускников семинарии, продолживших обучение в вузе на порядок выше, чем у обычных студентов. И не только в богословских дисциплинах, но и в истории, философии, древних языках.
Православный Симбирск № 3 (539) 10 февраля 2021 г.