Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Вознесенские соборы – связь через века

    Вознесенские соборы – связь через века

    10 июня Спасо-Вознесенский кафедральной собор Ульяновска отмечает престольный праздник. Храм небесного цвета в стиле барокко украшает наш город с 2014 года, став новой визитной карточкой региона. Однако у этой церкви есть предшественники – одноименный собор в Симбирске, разрушенный
    в 30-х годах прошлого века и храм во имя Всех святых, который находится в комплексе зданий современного Вознесенского прихода. Об истории утраченной церкви и появлении нового собора – статья краеведа Ольги Новосад.

    Собор в Симбирске

    Вскоре после основания города-крепости Синбирск в 1648 году в Московской слободе, чуть западнее городского кремля, была построена деревянная Вознесенская церковь. Это место стали называть Вознесенскими городскими воротами (сейчас – перекресток улиц Ленина и Гончарова).

    В 1694 году храм снесли – он обветшал и уже не вмещал всех прихожан. На его месте был построен новый – деревянный с двумя престолами в честь Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.

    Вознесенский собор до перестройки

    Но и этот храм впоследствии снесли, а к 1731 году был возведен каменный трехпрестольный храм в два этажа, который неоднократно перестраивался.

     

    26 июня 1844 года указом Святейшего Синода Вознесенский храм Симбирска был возведен в ранг собора, и стал именоваться Спасо-Вознесенским. В 1847-1859-х годах он был значительно расширен и стал шестипрестольным: на верхнем этаже главный престол в честь Вознесения Господня, а также престолы в честь Воскресения Христова и во имя великомученика Иоанна Воина. На нижнем этаже главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также престолы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На втором этаже собора хранилась походная икона Симбирского ополчения 1812 года. В 1859 году «усердием» церковного старосты храма, купца Алексея Кирпичникова, колокольня была надстроена, а шпиль на ней заменили золоченой главой.

    Вознесенский собор после перестройки

    В пожаре 1864 года Спасо-Вознесенский собор пострадал меньше других симбирских храмов. В 1869 году на колокольне были установлены городские часы  (те самые, бой которых мы слышим сейчас с дома-музея Ивана Гончарова), – подарок городу от графа Владимира Орлова-Давыдова в память об умершем сыне – бывшем симбирском губернаторе.

    Всю свою жизнь прихожанином Спасо-Вознесенского собора был проживавший неподалеку на Панской улице (ныне – Энгельса) Андрей Ильич Огородников – небесный покровитель нашего города и заступник симбирян. В этом храме он еженедельно исповедовался и причащался у своего духовника священника Василия Архангельского, в этом соборе в конце 1841 года его отпевали.

    К концу ХIХ века в сводах и стенах собора начали появляться трещины и было решено заменить восточную часть собора совершенно новым сооружением.

    В 1899 году архитектор Николай Розетти разработал проект перестройки собора. По самой скромной смете, требовалось не менее 150 тысяч рублей, тогда как в наличии было всего 10. Никто не выражал особого усердия ни к сбору средств, ни к строительству нового здания, однако 24 июня 1901 года заложили, а к 1903 году возвели грандиозный храм в так называемом «русском стиле». После отделки 10 сентября 1906 года собор был освящен, а настоятель в проповеди сказал: «В деле постройки Вознесенского собора не было особой моей заслуги, и если я сделал что-нибудь, то, видит Господь, делал не ради награды, не ради славы земной. Не мне, а имени Твоему, Господи, буди слава во веки веков!»

    Размеры собора были 26х52 метра, основная высота храма внутри – 11 метров, в подкупольной части – 29 метров, высота колокольни до яблока креста – 53 метра (примерная высота 17-ти этажного дома). Здание из белого оштукатуренного стало краснокирпичным.

    Собор был действующим до 1923 года. В 1923-1930-х годах он находился во владении обновленческого раскола. К обновленцам новая власть относилась терпимо, поощряя раскол внутри Церкви. Тем не менее, уже в июне 1930 года были сняты колокола, а закрыли собор 3 мая 1932 года с последующим использованием здания «для удовлетворения культурно-бытовых нужд рабочих города». В храме предполагалось устроить «образцовую фабрику-кухню для обеспечения общественного питания». В 1932 году начались строительные работы по приспособлению собора под фабрику-кухню военного ведомства, но, видимо, потребность у военных в ней отпала. С июня 1933 года перестройка велась уже в целях «снабжения учащихся г. Ульяновска, с расчетом пуска в эксплуатацию не позднее 1-ой половины 1934 г.» Но планам превратить бывший собор в фабрику-кухню не суждено было исполниться.

    Колокольню разобрали, башенные часы были отправлены в подвал горсовета, где лежали забытыми 40 лет; началась разборка основного здания, продолжавшаяся около трех лет. Позже на этом месте был разбит сквер, а в нем установлена скульптурная группа «Три пионера», которую демонтировали в 1962 году. Спустя три года ее сменил отлитый из чугуна памятник писателю Ивану Гончарову работы московского скульптора Льва Писаревского. По сей день сохранилось здание под номером 85 по улице Ленина, которое в списках объектов культурного наследия числится как жилой дом или сторожка Спасо-Вознесенского собора. До недавнего времени там было Управление отделами ЗАГС Ульяновской области, с января 2020 года здание отдано под молодежный центр современного искусства.

     Собор в Ульяновске

    От идеи восстановления Троицкого и Спасо-Вознесенского соборов на прежнем месте отказались из-за невозможности строительства на этих участках. История Вознесенского собора в Ульяновске начинается с 15 октября 1993 года, когда глава областной администрации Юрий Горячев подписал распоряжение № 1067-р «О возрождении в г. Ульяновске Спасо-Вознесенского кафедрального собора». Главный архитектор города Вячеслав Некрасов предложил для строительства участок на пересечении улиц Минаева и 12-го Сентября.

    Управлявший епархией архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл благословил на совершение всех работ отца Алексия Скала (на то время протодиакон, позже – протоиерей). «В лето 1994 июня 3 дня» состоялось освящение места и поставлена закладная доска на месте будущего собора. Собор строился по проекту архитекторов Александра и Лейлы Варюхиных.Основные средства для строительства пожертвовал благотворитель Михаил Гуцериев.

    Нынешний собор по площади раза в четыре больше своего прототипа XVIII-начала XIX веков и рассчитан на две тысячи прихожан. Построен в стиле барокко. В кресте колокольни на высоте около 52 метров находится мощевик с частицей мощей блаженного Андрея Симбирского и преподобноисповедника Гавриила Мелекесского.

    Низ стен по периметру выложен мраморными плитами, украшенными орнаментом, каждая деталь которого вырезана и набрана вручную. В основном иконы в храме новые, многие выполнены местными иконописцами Сергеем и Ольгой Соколовыми.

    21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора.

    Главная святыня собора – мощи блаженного Андрея Симбирского.

    В крипте под алтарем собора похоронен владыка Прокл – первый митрополит Симбирский и Новоспасский.

    Церковь во имя Всех святых

    Небольшой храм был построен как предшественник Спасо-Вознесенского собора. При нем сформировалась община, а доход церкви использовался на строительство кафедрального собора.

    Освящение места под строительство Всехсвятского храма

    Всехсвятская церковь заложена в июле 1995 года, через девять месяцев – в апреле 1996-го – освящена. Авторы проекта – архитекторы Варюхины, инженер-конструктор Надежда Фролова. Создатели церкви вдохновились северным российским храмовым зодчеством русского модерна XIX – начала XX веков. Храм во имя Всех святых построили крестообразным, с высокой крестово-купольной кровлей, увенчанной маковкой с восьмиконечным крестом. В 2004-2005-х годах реконструирован, сделан пятиглавым. Высота до яблока креста составляет 17 метров; длина с колокольней – 23 метра; ширина – 14 метров.

    Церковь строилась исключительно на пожертвования жителей города и области, на благотворительные отчисления многих предприятий и организаций. В строительстве активное участие принимали казаки Симбирского казачьего округа.

    Долгие годы главной святыней храма были мощи святого блаженного Андрея Симбирского.

    В церкви во имя Всех святых находятся иконописные изображения Собора Симбирских святых и других праведников, связанных с нашим краем: Алексия Бортсурманского (Гнеушева), Михаила Воскресенского, Стефана Немкова, Александра Трапицына, Германа Коккеля.

    Всехсвятский храм – хранитель многих святынь. Первый настоятель – протоиерей Алексий Скала – собрал множество частиц мощей: образ Николая Угодника с медальоном батюшке привезла община католиков из Рима в 1996 году, образ преподобных отцов Киево-Печерской лавры с 85-ю частицами – отец Алексий привез в 1998 году из Украины. Известно, что при построении града-крепости Синбирск царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична подарили позолоченный, украшенный жемчугом и драгоценными камнями серебряный напрестольный крест, содержащий мощи и части риз 43-х святых. В память об этом кресте по заказу отца Алексия в 1998 году была изготовлена его копия с частицей Животворящего Креста Господня, камня Гроба Господня, мощами преподобно- и священномучеников.

    Всехсвятский храм . Современный вид

    В храме находятся старинные иконы XVII века: Спаса Нерукотворного и Иверской Божией Матери. Вторую в свое время подарил батюшке один из благотворителей. Когда начали ее реставрировать, то обнаружили два слоя более поздних надписей (один участок на иконе оставлен как пример).

    В дар настоятелю были отданы иконы: преподобного Серафима Саровского – одна от правнука Андрея Морозова, полного Георгиевского кавалера, который служил в полицейском управлении Симбирска и стал участником торжеств в Сарове; вторая – у от настоятельницы Серафимо-Саровской обители игумении Сергии (Конковой); икона XIX века святителя Харлампия со Святой Горы Афон; праведного воина Феодора Ушакова от губернатора Владимира Шаманова в августе 2001 года и многие другие.

    Именно этот приход на долгие годы стал примером общей молитвы и социального служения. Отец Алексий открыл здесь прекрасную воскресную школу и создал молодежную православную организацию – Братство блаженного Андрея Симбирского.

    Из истории строительства

    «Храм строю не я, а сам Господь. Я только в Его руках орудие», – очень часто эти слова повторял отец Алексий Скала.

    Впервые за многие десятилетия была начата настолько масштабная стройка в нашем крае. Практически не было ни опыта, ни специалистов, все секреты возведения храмов такого масштаба были утеряны. Но были люди, которые стали командой единомышленников вне зависимости от конфессий, они объединились, работали, творили, дружили. Отец Алексий говорил, что на стройке многое совпадало с церковными праздниками: расчистку площадки начали 19 августа, на Преображение Господне; после вынужденного перерыва в восемь лет продолжили стройку укладкой блоков 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы…

    В 1995-1996-х годах был вырыт котлован будущего собора и забито 360 свай, а в 1998-ом грянул дефолт и стройка растянулась почти на два десятилетия.

     

    За эти годы многое менялось. Например, появились жесткие правила и нормы по строительству каменных храмов, и проект должен был измениться в части технических решений. Отец Алексий всегда с благодарностью вспоминал, что однажды принес губернатору на подпись пачку писем в разные инстанции, и на каждом из писем Сергей Морозов написал в уголке: «Личная просьба – ускорить выдачу техусловий». Все согласования были получены очень быстро.

    Спасо-Вознесенский собор строили «всем миром» – батюшка получал помощь иногда от совершенно неожиданных особ, например, от папы Римского Иоанна Павла II.

    Протоиерей Алексий Скала

    Думается, что все, кому в жизни хоть однажды доводилось общаться с этим человеком, согласятся, что личностью он был неоднозначной и неординарной.

    Алексей Владимирович Скала родился 7 июля 1961 года в семье офицера в городке Самбор в Западной Украине.

    Он прибыл в наш город в 1989 году, прожил на земле полвека, но как же много успел! У истоков любого направления Симбирского краеведения стоит его имя.

    Именно по его инициативе была найдена могила блаженного Андрея, и произошла канонизация святого. Авторству священника принадлежит целый ряд книг по истории нашей епархии. Его трудами и заботами в Соборе Симбирских святых было прославлено 12 новомучеников и исповедников.

    Протоиерей Алексий Скала

    Он читал лекции по библейской истории и катехизации, преподавал на кафедре мировой культуры в Ульяновском Государственном университете. На территории сквера И. Н. Ульянова отец Алексий восстановил Симбирский Покровский некрополь и построил памятную часовню. По его инициативе был открыт памятник жертвам политических репрессий на улице Железной Дивизии. Он собрал одну из лучших библиотек церковной литературы при Всехсвятском храме. Установил новое надгробие на могиле архиепископа Иоакима (Благовидова), руководившего нашей епархией в 1927-1930-х годах и похороненного на Воскресенском некрополе. Ему до всего было дело.

     Много можно говорить о его трудах и наградах, но все-таки главным его детищем стал Спасо-Вознесенский собор.

    Отец Алексий отошел ко Господу
    3 апреля 2012 года. Похоронен за алтарем церкви, где был настоятелем.

    № 11 (547) 9 июня 2021 г.