Святые в истории

    Жития святых – один из наиболее востребованных жанров церковной литературы на Руси. В них описывается жизнь святого, его подвиги и чудеса, прижизненные и посмертные. Жития читались в монастыре во время трапезы, выдержки из них звучали на проповеди в храмах и передавались из уст в уста в крестьянских семьях.

    Как правило, жития писались после кончины земной жизни святого. Зачастую даже до формальной канонизации. От светских биографий жизнеописание святого человека все же отличалось, поскольку существовал ряд строгих содержательных и структурных ограничений. К таким ограничениям относились определенный канон и литературный этикет.

    Довольно часто у жития нет прямой связи с историческими фактами. Так, например, в житии может отсутствовать указание точных дат, конкретных географических мест, где происходит действие. Зато пристальное внимание обращено теме духовных подвигов и чудес, совершаемых святыми. Это отличает жанр житийного повествования от биографического, в котором все должно быть подробно и кропотливо подобрано.

    Апостол Фома уверовал, прикоснувшись к ранам Христа. Человеку времен написания первых житий, да, пожалуй, и по сегодняшний день, помогают укрепиться в вере истории чудес – факты того, что Господь не оставляет верующих в Него, Он слышит и готов помочь иногда самым невероятным образом.

    Христианская церковь с первых дней своего существования продолжает собирать сведения о жизни и деятельности ее подвижников. Еще Климент, епископ Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. На Руси жития святых составлялись по образцу житий греческого типа Симеона Метафраста. Поэтому они и унаследовали основные черты греческого первоисточника жанра: «похвала» святому, восполнение недостатка сведений за счет риторических приемов, важность указания на чудеса. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению профессора Голубинского) лишь самые первые по времени жития – «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит к периоду до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII веках, представляющие безыскусный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие святого Авраамия» и другие) относятся к византийскому типу жизнеописаний.

    Получается, жития святых – это полуправда? Нет, отсутствие деталей – всего лишь особенность жанра, которая, как мы выяснили, была перенята от греков. К тому же, чтение жития святого и его сравнение с историческими фактами позволяет провести хорошую исследовательскую работу. Суть остается неизменной – жил на земле человек, достиг святости в борьбе со своими страстями и совершал чудеса. И даже если эти сведения местами изложили не совсем точно или чуть приукрасили, в конечном итоге это не имеет существенного значения для общего контекста.

    Важно ли нам читать жития святых сегодня? Конечно, потому что в каждом житии описана история конкретного человека, который, оказавшись в тех или иных обстоятельствах, находил силы для борьбы со страстями и со грехом. Жития святых дают нам яркие иллюстрации святой жизни, пути ко стяжанию благодати Святого Духа.

    Есть и еще один аспект. Православных святых, к счастью, очень много. Но, к сожалению, мы так мало знаем о них. Какие святые наиболее почитаемы в народе? Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святитель Николай Чудотворец, блаженные Матрона Московская и Ксения Петербургская. Сможем ли мы вот так запросто рассказать о каждом из них, кроме общих слов? А если усложнить задачу и попросить рассказать, например, о блаженном Августине или преподобном Симеоне Новом Богослове? А они тоже почитаются Церковью, и их жития тоже заслуживают внимательного рассмотрения.

    Для того, чтобы современному человеку было проще знакомиться с житиями святых, издательство «Никея» подготовило замечательную серию книг «Святые в истории. Жития святых в новом формате».

    В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

    Несколько слов об авторе. Ольга Петровна Клюкина – писатель и сценарист, член Союза российских писателей. Круг ее тем – библейская история, опыт церковной жизни, агиография, просвещение. Окончила Саратовский государственный университет и некоторое время работала журналистом, освещая темы культуры и искусства. Приход к вере считает своим вторым рождением.

    Всего в серии шесть книг. Первая книга охватывает период с I по III век. Она посвящена эпохе гонений на христиан и становления Церкви. В первую очередь, читатель знакомится с жизнеописанием апостолов Петра и Иоанна Богослова. Первый был одним из учеников Христа, имевшим такую черту характера, как «дерзновение» (не путать с дерзостью) – первым старался отвечать на вопросы Учителя, первым совершал определенные действия. Святой Иоанн Богослов известен нам как составитель Откровения о последних временах – книги Апокалипсис. Также в книге содержатся сведения о священномученике Игнатии Богоносце, мучениках Иустине Философе, Аполлонии Римском, мученице Перпетуе, священномученике Киприане Карфагенском, святителе Григории Неокесарийском и мученицах Агапии, Ирине и Хионии.

    Вторая книга охватывает период с IV по VII века. Описана эпоха Вселенских соборов, христианизации варварских народов и становления монашества. Знакомых имен святых значительно больше, например преподобный Антоний Великий, святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов. Однако не менее интересно будет узнать о преподобном Бенедикте Нурсийском или о преподобной Одри Элийской.

    Период с VIII по XI веках описывает третья книга серии. Иконоборческие споры, продолжение христианизации варварских народов и Крещение Руси – вот что происходит в это время. И если о святителе Ансгарии или мученице Людмиле Чешской приходилось мало слышать, то о равноапостольном великом князе Владимире или преподобном Феодосии Печерском читатель наверняка что-то знает.

    Четвертая книга посвящена XII – XV векам. Время внутреннего подъема для Церкви, возрождение духовной жизни и расцвет монашества. В эту эпоху жили благоверная царица Тамара и святитель Савва Сербский, благоверный князь Александр Невский и святитель Григорий Палама, преподобный Сергий Радонежский и святитель Евфимий Тырновский…

    XVI-XIX века охватывает пятая книга. Центром православия становятся русские земли, в то время как Греция и Балканы находятся под турецким игом. Однако и в эту эпоху праведность требуется как от человека, занимающего государственный пост, так и от миссионера, занимающегося просвещением некрещеных народов. Преподобный Максим Грек, святитель Митрофан Воронежский, святитель Филарет Московский, преподобный Амвросий Оптинский – эти и другие святые стали светочами на протяжении указанного и последующего периода времени.

    Шестая книга завершает цикл. Если первая книга серии была посвящена истории первых мучеников за Церковь, то последняя посвящена событиям драматического XX века, когда вновь в огромном количестве появились мученики за веру. Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, мученица Татьяна Гримблит, преподобный Паисий Святогорец – святые этого непростого периода времени.

    Жития святых дают надежду, что можно исправить жизнь, дают яркий пример стойкости за веру и горячего желания человека стать ближе к Богу, отвергнув от себя все ложное и греховное.

    Серия «Святые в истории» позволяет и узнать много новых и интересных фактов об уже знакомых праведниках, и узнать о святых, о которых, возможно, еще ни разу не слышал. Легкий язык повествования и почти карманный формат книги являются дополнительными, но немаловажными факторами, облегчающими чтение. Книги  содержат черно-белые иллюстрации. Читатель имеет возможность увидеть фрески и храмы, монастыри и иконы, так или иначе связанные с повествованием. Впечатляет и приведенный в конце каждой книги список источников.

    Автор проделал столь кропотливый и объемный труд по актуализации жанра житий святых для современного читателя. Нам осталось лишь воспользоваться плодами этого труда.

    Сергей Николаев

    № 12 (548) 23 июня 2021 г.