Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Изучая труды Вышенского затворника

    Изучая труды Вышенского затворника

    Архимандрит Георгий (Тертышников) (+1998) один из первых исследователей, кто наиболее полно изучил и систематизировал наследие великого учителя христианской жизни – святителя Феофана Затворника.

    В поисках информации отец Георгий изучил труды не только отечественных исследователей, но и зарубежных. Книги, о которых мы сегодня поговорим, – результат труда не только священника, посвятившего жизнь изучению творений святителя, но и о деятельного подвижника, который всю свою жизнь следовал высоким идеалам.

    Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. С самого детства был глубоко верующим человеком. О монашеском пути он задумывался еще в юности. В 1966 году поступил в Московскую духовную семинарию и после ее окончания в 1969 году стал насельником Троице-Сергиевой лавры. 26 декабря того же года он был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Платоном (Лобанковым).

    Отец Георгий прилагал все усилия, чтобы объединить два главных направления жизни – проповедь и образование. В 1970 году он вступил на стезю преподавателя духовных школ. В течение 1973-1985-х годов преподавал в Московской духовной семинарии историю Русской церкви, общую церковную историю и догматическое богословие. В 1985 году был направлен на приход во Владимирскую епархию. В сан архимандрита был возведен 28 августа 1988 года и с 1 сентября стал преподавать в Московской духовной семинарии догматическое богословие, катехизис и гомилетику.

    Отец Георгий был в составе группы священнослужителей, которые обрели останки святителя Феофана Затворника и перевезли их в Троице-Сергиеву лавру. К этому событию он готовился почти всю жизнь.

    С 1992 года выступал на православной радиостанции «Радонеж» с проповедями, беседами об основах православной веры и нравственности по творениям святителя Феофана Затворника.

    5 октября 1994 года был включен в состав Синодальной комиссии по канонизации святых. Особо почитая святителя Феофана, архимандрит Георгий подготовил также материалы к канонизации родителей преподобного Сергия – преподобных Кирилла и Марии, старца Варнавы Гефсиманского, архимандрита Антония (Медведева).

    Скончался 2 октября 1998 года.

     За всю жизнь архимандрит Георгий написал более 200 трудов.

    Творения святителя Феофана привлекли внимание отца Георгия еще в период становления его как богослова и наставника Московских духовных школ. Его первой публикацией стала библиографическая статья в Журнале Московской Патриархии, посвященная житию святителя Феофана, а кандидатское сочинение рассматривало гомилетические особенности наследия Вышенского затворника, то есть, особенности его проповедей. Несмотря на то, что последующая преподавательская деятельность архимандрита Георгия затрагивала широкий круг вопросов истории Православной Церкви, житие и творения святителя Феофана не переставали интересовать его: снова и снова возвращался отец Георгий к богословскому наследию святого архипастыря, находя в его трудах ответы на многие вопросы руководства в духовной жизни.

    Так сложилась главная тема научной деятельности архимандрита Георгия – богословское наследие святителя Феофана Затворника. В течение 30 лет погруженный в изучение творений святого, он четко и ясно систематизировал его размышления о Божественном домостроительстве и словами самого святителя изложил эту тему в своем труде.

    Житие святого стало для отца Георгия тем ориентиром, по которому он сверял поступки. Будучи очень скромным в повседневной жизни, священник был ревностным проповедником слова Божия, использовал для этого всякую возможность: личное общение со студентами и духовными чадами, проповеди, научные публикации, радиопередачи; в напряженном ритме монастырской жизни он успевал выкраивать часы и минуты для ученых трудов, которые стали достоянием Русской Православной Церкви.

    По словам издателей, книга архимандрита Георгия «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» – всеобъемлющее сочинение, вобравшее в себя плоды многолетних изысканий, работы в церковном и государственных архивах и библиотеках. Она включает в себя обширное жизнеописание святого архипастыря, составленное на основе более 200 документальных источников.

    В этой книге читатели не найдут сухих биографических фактов. Например, вам известно, что святитель занимался… рукоделием? «”Нельзя все духовным заниматься, – писал он, – надо какое либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена, ни думать, ни Богу молиться не способна”.

    По примеру некоторых древних подвижников святитель занимался живописью, резьбой по дереву, токарным и переплетным делом, для чего в его рабочем кабинете имелось несколько ящиков с необходимыми инструментами; кроме этого у него в келии были фотоаппарат, телескоп и микроскоп. Замечательно, что и предметы физического труда служили к удовлетворению “единого на потребу”.

    Но особенно любил святитель священное искусство иконописания и сам был хорошим художником. В октябре 1889 года он писал своим почитателям: “Преосвященный Иосиф дивится, как пишу. Да ведь это – моя отрада”».

    Книга «Божественное домостроительство спасения людей» является фундаментальным трудом богослова – в ней через призму учений Вышенского затворника подтверждается православное вероучение.

    Возможно, эта книга покажется трудной для понимания новоначальным. Она, скорее была адресована людям знакомым с наследием святителя Феофана.

    Рассмотрим цитату из этой книги: «Опыты продолжительностью в пять с половиной тысяч лет были достаточны, чтобы убедить человека в том, что от своих собственных усилий и мудрости ему нечего ожидать спасения, что невозможно достигнуть его ни путем закона…ни путем собственных стараний, как показало язычество».  Все эти духовные поиски человечества привели лишь к «сознанию своего бессилия – чувство нужды в избавлении со стороны, в искании и чаянии Избавителя свыше». Пожалуй, лучше ничего и не скажешь, но наши современники продолжают снова и снова изобретать велосипед, опираясь на свои весьма ограниченные духовные возможности. Технический прогресс XX–XXI веков, как это ни парадоксально, совсем не сделал человека счастливее, более того, породил огромное количество нравственных проблем. Все это мудрый святитель провидел своими духовными очами. Только обретение душевного мира может дать страдающему человечеству счастье.

    В книге содержатся размышления святителя Феофана о христианской антропологии и проблеме грехопадения прародителей, о страстях и добродетелях, о молитве и почитании святых, о Церкви земной и Небесной. Мы, конечно, перечисляем лишь часть тем, но пытливому читателю нужно знать: ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от глубокого и внимательного наблюдения Вышенского затворника. В этой книге главным образом раскрывается смысл всех трудов святителя – показать путь ко спасению последующим поколениям.

    Благодаря книгам архимандрита Георгия внутри возгорается желание подробно и внимательно познакомиться с пламенным словом святителя Феофана Затворника.

    Ксения Висарова

    № 16 (552) 25 августа 2021 г.