Блажен, иже и скоты милует

    31 августа – день памяти святых мучеников Флора и Лавра. С давних времен они почитаются как небесные покровители домашних животных. Однако мы знаем, что в Ветхом Завете существовало разделение животных на чистых и нечистых. Откуда появилась традиция такого разделения, почему зверей изображают на иконах и как христианам нужно относиться к животным, рассказал протоиерей Виктор Висаров, настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского города Ульяновска.

     

    В Священном Писании, в книге Прит­чей Соломоновых, есть замечательные слова: «Блажен, иже и скоты милует» (Притч. 12, 10).

    Церковь ставит своей целью спасение людей, поэтому четких канонических правил, касающихся отношения к животным, не существует. Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал «столовую» для лесных зверушек. Подобное отношение было и у преподобного Сергия Радонежского, который однажды исцелил слепого медвежонка, которого к его избушке принесла медведица. Старец Герасим Иорданский извлек занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь трудился со святым и скончался на его могиле.

    В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу – чистых, а каких нельзя – нечистых. Из млекопитающих разрешено было есть только жвачных животных, у которых раздвоены копыта. Поэтому у иудеев свинья – животное нечистое. Таким образом, коты и собаки, по определению Ветхого Завета – нечистые.

    В настоящее время более авторитетных источников для определения этих понятий нет. В 88-м правиле Вселенского Собора говорится о том, что никаких животных нельзя пускать в храм. Исключением может быть лишь случай смертельной опасности. Однако кошки с незапамятных времен живут на территории храмов. Священнослужители объясняют это как единственную возможность сохранять святыни, церковную утварь, просфоры и свечи от крыс и мышей.

    Животные нередко изображаются на иконах, но они никогда не являются центром композиции. Часто они выполняют символическую функцию. Например, на иконе «Чудо о Флоре и Лавре» изображены кони, которые являют собой символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. На иконе Рождества Христова мы видим вола, изображающего собой ветхозаветных иудеев (как символ жертвенного животного), и осла – символ языческих народов, не знавших благого ига Божественного закона.

     

    № 16 (552) 25 августа 2021 г.