Древняя Русь – это что-то очень далекое, почти сказочное, и в то же время родное и близкое. Тогда жизнь ощущалась ярче, потому что постоянно встречалась со смертью и болью. Вера была глубокой, ведь люди знали: в конце концов, к Богу отправятся все – «и царие, и нищие». Духовный опыт для большинства был живой реальностью, а не теоретически допускаемой в тиши уютного кабинета или отапливаемой квартиры возможностью.
Наши славные предки защищали эти земли молитвой и мечом, строили монастыри и храмы, помогали нищим, а понятия (или христианские добродетели) верность и честь не были для них пустыми, мешающими жить в свое удовольствие. Основной груз ответственности за людей и народ всегда лежал на монархах. Интересно, что в Православной Церкви существует специальный чин святости, который объединяет святых правителей. 12 сентября мы вспоминаем двух ярких святых, прославленных в лике благоверных князей – Александра Невского и его сына Даниила Московского.
В чин благоверных князей входят святые императоры, цари, князья, которые прославились своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры.
Избранные Богом
Уже в Ветхом Завете мы встречаем особые отношения, возникающие между правителем, которому вверено попечение об организации материальной и духовной жизни богоизбранного народа, и Богом, под чьим покровительством этот народ находится. Царь избирается и благословляется Творцом. Однако Священное Писание дает нам многочисленные примеры того, как цари, призванные хранить истинное богопочитание, уходили в идолопоклонство и вершили неправедный суд. Это приводило к тому, что неправедный царь лишался своего избранничества и благодатных даров царства.
Когда в Римской империи христианство стало ведущей верой, в императоре стали видеть внешнего защитника Церкви, который имел соответствующие механизмы для регулирования этих процессов на государственном уровне. Однако святость императора по-прежнему понималась в рамках библейской традиции, не как автоматическое приложение к титулу, а как явление его личной христианской праведности. Для прославления в Византии важной становится поддержка Православия в борьбе с ересями в эпоху Вселенских Соборов, а также в ряде случаев наличие дара чудотворений. Самыми известными святыми византийскими правителями являются равноапостольные царь Константин Великий и его мать Елена. Большая часть византийских императоров в качестве святых не почиталась.
Многие из благоверных правителей, трудившихся в византийских, русских, грузинских, болгарских, чешских, сербских землях, прославлены в соответствующих Поместных Церквях. Благоверные могут одновременно принадлежать к другим чинам святости: равноапостольным, мученикам, страстотерпцам, преподобным, блаженным, праведным.
Христианин и вождь
Святые князья на Руси не были сопоставимы по своему общественному положению с византийскими императорами – они не участвовали в созыве Вселенских Соборов и в борьбе с опасными лжеучениями того периода. Князь предстает, прежде всего, как христианин и вождь. Интересно, что после того, как великие князья Московские принимают царский титул, мы не видим канонизированных московских царей.
Чин русских святых князей очень обширен: более половины из русских святых мирян имеют княжеское происхождение. Но при этом о большинстве не сохранилось никаких сведений: ни летописных, ни житийных, остались только их имена и мощи. Возглавляют собор святых князей в Русской Церкви, который включает около 50 князей и княгинь, прославленных к общецерковному и местному почитанию, равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
Портрет святого
В образе князя Владимира мы видим покровителя Церкви, просветителя Русской земли, храмоздателя, смиренного, милостивого к нищим правителя. Эти характерные черты наследуются и последующими святыми потомками. В образе типичного святого князя мы встречаем не аскета, а человека, полного красоты и силы. Его праведность выражается в молитве, преданности Церкви, строительстве храмов и почтении к духовенству, заботе о бедных и слабых.
Христианская идея княжеского подвига заключается в жертвенной любви, которую князь являл своей жизнью в военных подвигах и мирных трудах или своей мученической кончиной за Христа, свою землю и населявших ее людей.
Святые русские княгини унаследовали черты равноапостольной княгини Ольги – целомудрие, супружескую верность, мудрость, милосердие.
Из князей – в монахи
Среди святых благоверных князей известны: Всеволод, князь Новгородский и Псковский; князь Петр и княгиня Феврония Муромские; Александр Невский, великий князь Владимирский и его сын князь Даниил Московский; князь Довмонт и княгиня Мария Псковские; княгиня Анна Кашинская; великий князь Димитрий Донской и преподобная Евдокия, великая княгиня Московская, и другие. Часто князья и княгини оканчивали свой земной путь, приняв монашество. Например, князь Даниил построил монастырь, (который стал называться по его имени Даниловский)–, где принял иноческий постриг, а незадолго до кончины и схиму.
Принявшие мученический венец
В период иноземных вторжений на Русь некоторые благоверные князья были убиты в плену, приняв мученический венец за Христа. Например: мученик Михаил Всеволодович, князь Черниговский; мученик Роман Ольгович, князь Рязанский, и другие. К мученикам были причислены благоверные княгини, которые вместе со своими детьми при взятии русских городов монголо-татарскими завоевателями не сдались на милость победителям, но, чтобы избежать надругательств, запирались в храмах, где погибали от пожаров или обвала стен.
Среди святых благоверных князей и государей выделяется особая группа – страстотерпцы – это люди, которые приняли смерть за исполнение заповедей Христовых, но которых не принуждали к отречению от Бога. В этом подвиге святой приносил себя, свою власть и силу в жертву ради более полного исполнения Евангелия Христова, избирая путь добровольного смирения, страдания и смерти. К этой группе принадлежат первые русские святые – братья Борис Ростовский и Глеб Муромский, которые отказались от участия в междоусобной борьбе за власть, но были убиты своим старшим братом Святополком. После смерти святые Борис и Глеб стали защитниками Русской земли и покровителями русских князей. Так страстотерпцы являлись и укрепляли русское воинство в битве князя Александра Невского со шведами на Неве 15 июля 1240 года, в битве князя Димитрия Донского с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
К разряду страстотерпцев относятся Андрей Боголюбский, князь Владимиро-Суздальский; Михаил, князь Тверской; Димитрий, царевич Московский; царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 17 (553) 8 сентября 2021 г