Великая симбирская утрата

    27 сентября исполнилось 180 лет со дня освящения Троицкого собора Симбирска.
    Однако мало кто знает, что по проекту он назывался Александро-Невским. Замысел воплотился иначе – в честь благоверного князя освятили один из приделов.

    По сей день Троицкий собор считается самой большой исторической утратой нашего города. Его называли «Памятником чести, славы и чрезвычайных происшествий времени». Он был главным украшением города, его визитной карточкой. Уникальная архитектура и грандиозные масштабы делали его одним из наиболее ценных храмов. Величественный собор часто появлялся на открытках, его рисовали художники.

    В память о победе

    В 1815 году симбирское дворянство решило посвятить главный собор города победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Первоначально предполагалось перестроить существующий (теплый) Троицкий собор. В «Книге о сооружении Симбирского Кафедрального Собора» говорилось: «…возобновить храм Симбирского Троицкого собора, посвятив оный имени святого Александра Невского с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого для вмещения полковой церкви бывшего Симбирского ополчения, как Памятника чести, славы и чрезвычайных происшествий времени, и в котором… отправлялось бы поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество…»

    Однако при обсуждении деталей проекта строительный комитет Министерства внутренних дел посчитал, что перестроить старую церковь в красивое и прочное здание вряд ли возможно. Было решено возвести новый храм в честь Живоначальной Троицы (холодный), с приделами во имя благоверного Александра Невского и Иоанна Предтечи, которому была посвящена полковая церковь Симбирского ополчения. Впоследствии старый Троицкий собор стал Николаевским и вошел в комплекс исторической части города. А новый храм было решено расположить несколько южнее старого, в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Так площадь получила название Соборной.

    В проекте –
    Александро-Невский

    Проект нового собора был выполнен архитектором Михаилом Коринфским, автором собора в Арзамасе и главного корпуса Казанского университета. На завершенных чертежах проекта рукой архитектора поставлена дата: 14 декабря 1816 года. В этом же месяце «новейшего изящного вкуса план и фасад» представлены губернским предводителем дворянства князем Михаилом Баратаевым Симбирскому дворянскому собранию. На постройку было внесено 50 тысяч рублей, и одновременно открыта подписка на пожертвования среди всех сословий губернии.

    Следует отметить, что в ту пору собор чаще именовался не Троицким, а Александро-Невским. Причем даже на проектах он назван именно так – в честь небесного покровителя императора Александра I.

    Заложен храм 19 сентября 1824 года в присутствии императора Александра I, который собственноручно положил в его основание первый камень и известку, «нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченою лопаткою, поднесенною князем М.П. Баратаевым».

    С империи по копейке

    В январе 1826 года дворянский комитет провел заседание, на котором была сформулирована задача о необходимости широкого оповещения о сборе пожертвований на храм. Средства требовались немалые, ведь собор должен был стать лучшим в Симбирске. Члены комитета подчеркивали, что «построение здания сего требовало не одних только прочных материалов и припасов, но и искусных мастеровых и рабочих людей разного мастерства». Было решено завести специальную книгу, куда записывать «имена всех тех особ, кои будут участвовать посильными пожертвованиями в сооружении Соборного Храма». Стимул был неплохой – книгу предполагалось, «внеся в оный Храм, положить в приуготовленное место для хранения и воспоминания на вечные времена».

    Деньги на собор собирались буквально по копейке. Принимались и коллективные, и частные пожертвования. Что любопытно, ни один из действующих губернаторов не внес ничего. Минимальный взнос – 20 копеек поступил от симбирского купца Петра Жукова. Чтобы несколько реабилитировать купеческое сословие, скажем, что самым щедрым оказался купец первой гильдии Иван Кувшинников. Он внес 6480 рублей. Огорчает лишь то, что был он не симбирянин, а петербуржец. Среди жителей нашего города самым щедрым оказался поручик Тимофей Дурасов, который пожертвовал 4711 рублей. А удельный крестьянин Николай с подходящей случаю фамилией – Богомолов – «пожертвовал железа 25 пудов на сто рублей», и прибавил 100 целковых.

    Однако в 1826 году к строительству так и не приступили. И не только в силу материальных затруднений. В «Краткой исторической записке…» о сооружении собора говорилось, что это произошло «по некоторым препятствиям и по востребованию по Высочайшей воле Председательствующего Комитета…»

    Двойной праздник

    Строительство началось 7 июля 1827 года, в день рождения императора Николая I: «В сей высокоторжественный день… приступлено было с подобным благолепием, по совершении Божественной литургии и молебствия…, к воздвижению каменною работою сего священного памятника, – …да возрастет он в лепоте своей с благом России…»  К 13 мая 1832 года завершили каменную кладку собора. На строительство было затрачено 118 тысяч ­рублей, после чего работы приостановились из-за отсутствия средств. Оставалось расписать стены, своды и колонны, установить иконостасы…

    В сентябре 1836 года Симбирск посетил император Николай I, давший указание ускорить завершение строительства. Вскоре на этот счет последовало предписание министра внутренних дел. Для продолжения работ была взята ссуда в размере 35 тысяч рублей и строительство продолжилось. 27 сентября 1841 года собор освятил архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий (Максимович).

    Первый из трех

    Собор являлся высоким образцом русского классицизма: он был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Троицкий собор стал самым значительным творением архитектора Коринфского и первым из трех грандиозных храмов-памятников в честь победы в Отечественной войне. Два других, Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве были завершены соответственно спустя 17 лет и 42 года, при этом Троицкий собор в Симбирске однозначно превосходил каждый из них по совершенству своей архитектуры.

    Троицкий собор общей площадью 1388 квадратных метров имел три престола: в честь Святой Троицы, во имя благоверного князя Александра Невского и Иоанна Предтечи (после пожара 1864 года придел переименован в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи). Убранство собора описывали так: «Предалтарный иконостас главного отделения 4-ярусный, столярной работы, с резьбою. Среди собора на железной цепи висит деревянное паникадило… столярной работы с резьбою; на нем деревянных резных подсвечников 48, на круге между подсвечниками 8 резных херувимов, вверху резная корона, а внизу – резная кисть; все вызолочено червонным золотом». Троицкий собор сформировал в середине XIX века в центральной части Симбирска систему памятников архитектуры и градостроительного искусства.

    Охваченный огнем

    В пожаре 31 августа 1864 года собор сильно пострадал, его восстановление заняло четыре года. Рядом с храмом произошли два мощных взрыва, которые были слышны в сорока верстах от охваченного огнем города. Можно только предполагать, какое страшное впечатление на горожан произвела картина горящего купола собора, на котором от огня покривился крест. В соборе сгорели также знамена Симбирского ополчения. На восстановление Симбирска после пожара деньги собирали всей империей. Полностью отреставрировать пострадавший Троицкий собор удалось лишь в 1868 году. В 1887-1888 годах провели капитальный ремонт на пожертвования от частных лиц и учреждений. Например, купец Кирпичников внес 4000 рублей. Как сказано в книге П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет существования»: «…Главный придел вновь устроен заботами почетнаго гражданина г. Симбирска графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова; по его заказу все три иконостаса составлены академиком Гейдике, иконы писаны в Петербурге, придворным иконописцем Пешехоновым; Правый придел восстановлен на пожертвования Симбирских купцов и мещан, а левый – иждивением бывшего соборного старосты, купца Козьмы Яковлевича Жаркова. Освящение главного придела преосвященным Евгением, епископом Симбирским и Сызранским, последовало 28 июля 1868 года; затем, в том же году, были освящены и боковые. Летом 1883 года, епископ Варсонофий привез из Казани частицы мощей двух просветителей Среднего Поволжья, Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, и с тех пор эти святыни хранятся в Троицком соборе».

    Святыни собора

    В правом приделе собора находилась икона Усекновения главы Иоанна Предтечи – копия образа, пожалованного царем Иоанном Васильевичем в 1553 году в Алатырский Богородицкий собор. Эту икону вручили начальнику Симбирского ополчения князю Д.В. Тенишеву в 1812 году, он поместил ее в походной церкви, а потом передал в собор. В левом приделе – образ благоверного князя Александра Невского, – дар симбирских чиновников в память о помощи, оказанной им императором Александром II после пожара 1864 года. В кафедральном храме была и древняя икона Божьей Матери «Смоленская», по преданию, принесенная в город стрельцами. В иконостасе находился образ Богородицы  «Умягчение злых сердец», к которой во время Пугачевского бунта жители города обращались с молитвой «об утолении злых сердец крамольников и об избавлении от неминуемой гибели». Среди святынь, хранившихся в соборе, особое место занимал образ Спаса Нерукотворного, располагавшийся еще на воротах деревянной крепости Симбирска, а также крест с мощами 72-х святых.

    Великий архидиакон

    С Троицким собором связаны имена многих известных священнослужителей: с 1896-го по 1898 год в кафедральном соборе служил знаменитый диакон Константин Розов. По сохранившимся воспоминаниям симбирян, «из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В. Розов. Когда он служил обедню, с его прекрасным неутомимым басом, прихожане в церкви усердно слушали и восхваляли Розова». Позже отца Константина перевели в Храм Христа Спасителя в Москве.

    Кронштадтский пастырь

    17 июля 1894 года в Троицком соборе Симбирска совершил литургию праведный Иоанн Кронштадтский. Для нашего города это стало огромным событием. О приезде в Симбирск и о путешествиях отца Иоанна по Волге написал Яков Зарницкий в своей книге «О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года». В ней находим такие строки: «В 7 часу за о. Иоанном приехал сам г. губернатор. Батюшка уже на пристани был с народом. Утреню и вслед за ней литургию, конечно, при огромном стечении народа он совершил в соборе в сослужении 10 священников, а по окончании литургии – молебствие на особо устроенном помосте среди площади. Затем, по приглашению г. губернатора, был совершен молебен в его доме. В это время перед домом собрались тысячи народа, жаждавшего получить благословение о. Иоанна. Выйдя на балкон губернаторского дома, батюшка благодарил за радушный прием и благословил собравшихся».

    Вспоминая участников войны

    7 сентября 1912 года был день поминовения участников и героев войны 1812 года. Из Смоленской церкви в Троицкий собор была торжественно перенесена икона Божией Матери «Смоленская» – копия чудотворного образа, сопровождавшего русскую армию в Отечественной войне. После молебна перед иконой крестные ходы отправились из собора по церквям. В три часа дня преосвященный Назарий, епископ Алатырский, отслужил в Троицком соборе панихиду по воинам, павшим на поле брани. На следующий день владыка Назарий совершил в Троицком соборе Божественную литургию в сослужении всего городского духовенства, сопровождении четырех хоров, военных и ученических оркестров и залпов ружейного салюта.

    Братство собора

    С января 1915 года и приблизительно до 1919 года при соборе действовало Симбирское епархиальное Свято-Троицкое духовно-просветительное братство. Его цель состояла в благочестивом «религиозно-нравственном просвещении в духе Православной Церкви посреди народонаселения Симбирской епархии». Братство боролось с народным пьянством, руководило приходскими церковными обществами трезвости, организовывало продажу печатных религиозно-нравственных изданий по доступным ценам. Движение самостоятельно издавало книги, брошюры и листки духовно-нравственного содержания, открывало в приходах Симбирской епархии библиотеки-читальни и воскресные школы для взрослых. Организация материально поддерживала миссионерское дело и церковно-приходские школы.

    Раскол, архив, взрыв

    В 1927 году Троицкий собор перешел во владение сторонников григорианского раскола. В том же году здание включили в число охраняемых памятников архитектуры как объект первой категории. В 1930-м собор закрыли и приспособили под архив.

    На заседании малого президиума горисполкома в июле 1932 года инженер и архитектор Феофан Вольсов высказывался, что «нецелесообразно разбирать летний кафедральный собор на кирпичи», и предложил использовать его как большую аудиторию для проведения собраний. Тем не менее местные власти подняли вопрос о сносе храма, на что из Москвы пришел четкий ответ: «указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения». Однако уже через год, в мае 1933 года, в соборе произошел пожар, после чего его дальнейшее сохранение было признано нецелесообразным. В огне погибло огромное количество документов дореволюционного периода, утрата которых болезненно ощущается и сегодня теми, кто обращается к фондам госархива.

    По одной версии, собор снесли в 1935 году, а согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936-го. Газета «Пролетарский путь» от 16 апреля 1936 года писала: «Строительный участок горкоммунотдела приступил к разборке бывшего летнего собора. По решению городского совета материал церкви пойдет на строительство новой школы на площади имени Марата».

    В 2002 году была попытка восстановить собор, но при начале работ геодезисты предупредили: из-за оползней храм может сползти в Волгу. Строительные работы свернули, а котлован засыпали.

    Ольга Новосад, Антон Шабалкин