31 октября Церковь совершила память святого апостола и евангелиста Луки. Большинству он известен как автор третьего Евангелия, которое вошло в канон книг Нового Завета. Предание, однако, сохранило и другие интересные факты о жизни и личности апостола Луки.
Родиной святого считается Антиохия Сирийская. Здесь он получил прекрасное греческое образование, прошел хорошую риторическую школу. Из всех книг новозаветного канона произведения апостола Луки отличаются наибольшим словарным запасом, изяществом греческого языка. Его вступление к Евангелию построено по всем правилам классической риторики. Вместе с этим он хорошо знал иудейскую культуру и обычаи. Вероятно, апостол был по происхождению греком (единственный из всех новозаветных авторов), принявшим иудейскую веру. Древнее предание видит в нем апостола из числа семидесяти – тех, кого Спаситель посылал на проповедь перед Собой во время пути на Страсти.
Евангелист и историк Церкви
Апостол Лука оставил нам не только одно из четырех Евангелий, но и книгу Деяний святых апостолов, которая повествует о первых десятилетиях бытия Церкви Христовой и ее росте. Деяния рассказывают преимущественно о проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, а заканчиваются прибытием последнего на суд кесаря в Рим. По замыслу евангелиста Луки, Евангелие и книга Деяний составляют две части одного произведения. Первая говорит об учении и проповеди Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, а вторая – о христианском Благовестии, которое расходится из Иерусалима.
Святой Лука пишет, опираясь на уже существующие источники и свидетельства очевидцев, и, как сам говорит, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» (Лк. 1, 1-4). Он вписывает события священной евангельской истории в контекст истории мировой, то есть римской. В Евангелии и Деяниях апостол, по сравнению с другими новозаветными авторами, приводит больше имен римских правителей и чиновников, упоминая императоров Октавиана Августа, Тиберия и Клавдия, правителя Сирии Квириния, правителей Иудеи царя Ирода Великого, римского префекта Понтия Пилата и царя Ирода Агриппу I, правителя Ахайи (Греция) проконсула Галлиона и других.
Апостол и врач
Считается, что в конце послания к Колоссянам, передавая приветствия, апостол Павел упоминает евангелиста Луку, называя его врачом: «приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4, 14). Церковное предание видит в нем человека, который получил медицинское образование. Косвенным подтверждением этому служит использование святым Лукой в своих трудах медицинских терминов. Евангелист и точнее других новозаветных авторов описывает болезни. Так, например, передавая слова Господа «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» (Лк. 18, 25), он использует слово «велони», которым в корпусе сочинений Гиппократа называлась игла хирурга. Евангелисты Матфей и Марк в этом стихе употребляют слово «рафис» – обычная швейная игла. Святой Лука указывает на степень болезни тещи апостола Петра – она лежала в «сильной» горячке (Лк. 4, 38). Говоря «о боли в животе», которой страдал отец Публия, начальника острова Мелит, у берегов которого апостол Павел потерпел кораблекрушение, евангелист использует медицинский термин «дизентерия» (Деян. 28, 8). Кстати, этот фрагмент книги Деяний относится к так называемым «мы-отрывкам» – рассказам, в которых апостол Лука ведет повествование от первого лица множественного числа, показывая, что он являлся непосредственным участником описываемых событий: «Около того места было поместье начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал» (Деян. 28, 7). Нас, значит всех, кто спасся с затонувшего корабля: апостолов Павла, Луку и остальных.
Друг апостола Павла
Известно, что евангелист Лука сердечно привязался к «апостолу язычников» Павлу и пребывал с ним в его миссионерских путешествиях. Он сопровождал друга в Рим и оставался при нем во время его первого заключения. Считается, что во время «вторых уз» апостола Павла в Риме, незадолго до его смерти, евангелист Лука тоже находился рядом с ним. В это время другие оставили святого, который писал: «теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный… Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Один Лука со мною» (2 Тим. 4, 10).
Среди ученых существует гипотеза, согласно которой Феофил, адресат Евангелия от Луки и книги Деяний, был высокопоставленным римским чиновником, в чьем ведении находилось рассмотрение судебного дела апостола Павла.
Первый иконописец
Церковное предание свидетельствует о том, что евангелист Лука первым написал образ Пресвятой Богородицы. Происхождение многих древних икон Божией Матери (Владимирской, Феодоровской, Смоленской и других) связывается именно с ним. Однако следует помнить, что во второй половине I века еще не оформился знакомый нам сегодня иконописный канон.
Самый ранний исторический документ, в котором зафиксировано это событие, восходит к первой четверти VI века – труд «Церковная история», созданный писателем и историком Феодором Анагностом. Автор сообщает, что византийская императрица Евдоксия, будучи в Иерусалиме, передала своей сестре Пульхерии в Константинополь величайшую реликвию – образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой.
Однако глубокая правда этого предания Церкви заключается в том, что апостол в своем Евангелии уделил особое внимание (больше, чем другие евангелисты) Богоматери, написав Ее «словесный» образ. Он приводит такие подробности внутренней жизни Царицы Небесной, которые мог узнать, видимо, только общаясь с Самой Пречистой. Во всяком случае, именно его Благовествование рассказывает так обстоятельно историю Рождества Христова и эпизод из детства Спасителя: о том, как вместе с семьей Он отправился на праздник в Иерусалим и задержался в доме Своего Отца – в храме. Сообщить об этом евангелисту могла только Пресвятая Дева.
Мученик за Христа
Священное Писание не говорит о том, чем занимался, где и как окончил свой земной путь святой Лука после осуждения апостола Павла на казнь.
Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии, Греции и даже в Африке и мирно скончался в 80-летнем возрасте. По другому преданию, он принял мученическую смерть при императоре Домициане в Ахайе и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
Тело ученика Христова было погребено в Фивах (Греция). Во второй половине IV века их перенесли в Константинополь.
Святой апостол и евангелист Лука считается покровителем врачей и иконописцев. В своем Благовествовании он отмечает особое внимание Спасителя к грешникам, к бедным, малозначительным и презираемым людям, к изгоям общества, поэтому часто третье Евангелие называют «социальным». Христос напоминает всем Своим последователям о неразрывной связи веры и любви, которая не может не проявляться в делах, не может оставаться глухой к боли ближнего. Где копейкой, где молитвой, где добрым словом, но призван каждый христианин поддерживать тех, кого мир уже вычеркнул из числа людей важных и полезных.
Иерей Димитрий Трофимов
№20 (556) 27 октября 202