Главная / Главная Новость / Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    На вопросы читателей епархиальных СМИ отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

     

    • В нашей стране на протяжении 70 лет людям твердили, что Бога нет. Узнать правду о Христе, о Церкви людям было негде. И многие так и умерли некрещеными и неверующими, как, например, мои родители. А сколько людей погибло на войне, так и не узнав Бога! Разве они в этом виноваты? Они стали жертвами лжи, обмана. Как Вы считаете, неужели Господь не помилует этих людей? И еще вопрос: почему Он допустил, чтобы столько людей оказались обманутыми? Наталья

    Уважаемая Наталья! Вопрос этот сложный. Да, многие десятилетия людям твердили со всех трибун, что Бога нет, — но в это же время другие люди шли на смерть ради Бога. И об этом многие знали, видели это. Все равно каким-то образом можно было услышать о Боге. Люди читали учебники по научному атеизму «от обратного», чтобы хоть что-то узнать о Христе…

    Но, конечно же, никаких утверждений о посмертной участи тех или иных людей мы делать не можем. Мы не знаем, кого спасет Господь. Спасение наше, по слову святых, совершается между отчаянием и надеждой, — то есть мы понимаем, что по своим делам заслуживаем наказания, но Господь спасает нас не за наши заслуги, а по Своему милосердию, если мы при этом хоть как-то ко спасению стремимся.

     

    • Находясь, в силу обстоятельств,  в тяжелом душевном состоянии и никак с ним не справляясь, я обратилась к врачу-психиатру. Он порекомендовал мне определенные препараты,  я стала лечиться, и вроде мне помогло: стала немножко дышать. Но, когда я приехала с паломнической группой в монастырь, монах, который там исповедовал, сказал мне,  что мое состояние — это грех уныния, и не надо никакие таблетки глотать, это все от лукавого, а надо на исповеди каяться и молиться, чтоб Господь исцелил; а врачи на нас, вот таких глупых, деньги зарабатывают. Кому тут верить? Грех это или не грех  — принимать успокаивающие препараты? К кому обращаться, если плохо — к врачу или к духовнику? Людмила

    Уважаемая Людмила! То, что сказал Вам монах, абсолютно неправильно. К сожалению, достаточно часто в современных монастырях находятся люди, которые мало в чем разбираются, но очень хотят быть «старцами» и начинают советовать «от ветра головы своея» такие вещи, которые зачастую приносят людям только вред. Нет ничего плохого в том, что Вы принимаете препараты, прописанные Вам врачом. Это совершенно нормально и даже  необходимо. Если монах запрещает «глотать таблетки», он явно выходит за границы своей компетентности.

     

    • В духовной литературе встречается мысль о том, что христианам последних времен недоступны в полной мере подвиги молитвы и поста их предшественников, что главные страдания и терзания их будут — нравственные, и претерпевшим их можно будет спастись. Что имеется в виду под нравственными страданиями? Если речь идет о переживаниях по поводу нравственного падения окружающих (общества, мира и т.д), как это переносить достойно — смиряться и не замечать? Или доступными средствами с этим бороться — обличать, очищать и т.д. без надежды на успех и привлекая на себя поругание? В чем должна быть доблесть современных христиан? Ольга

    Уважаемая Ольга! То, что современным людям недоступны в полной мере подвиги поста и молитвы их предшественников, — это, конечно, в общем и целом правильно. Но пример преподобного Серафима Саровского, простоявшего на камне в молитве тысячу дней и ночей, и при этом жившего по меркам истории не так давно,  показывает, что при наличии решимости это возможно.

    А что касается переживаний, нравственных страданий  — святые имеют в виду скорбь по поводу собственной греховности, невозможности ее полного преодоления, и боль от того, что мы видим отступление от Бога внешнего мира, даже наших родных и близких нам людей. Однако нам никогда, никем не было заповедано «обличать, очищать» и прочее. Мы никого не сможем «очистить» — мы сможем своими обличениями только нанести огромный вред себе, при этом не принеся никакой пользы тем, кого обличаем.

    В наше время очень актуальны слова святителя Игнатия (Брянчанинова), их надо всегда помнить: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».

     

    • Почему освящение машины не помогло? Дмитрий

    Уважаемый Дмитрий! Я не знаю, что по-Вашему значит «не помогло».

    У нас в Церкви ничего не делается с утилитарными целями. Освящение машины — это призывание благословения Божия на то, чтобы ею пользоваться, а дальше все зависит от человека. Освящение машины не предполагает, что на дороге «я буду делать то, что захочу,  и мне за это ничего не будет», — надо соблюдать правила дорожного движения.

    Если Вы попали в аварию, очень трудно судить с позиции «помогло — не помогло». Раз Вы мне пишете, значит, может быть, всё-таки помогло — Вы живы, потому что, как мы знаем, происшествия на дороге не всегда заканчиваются для человека благополучно.

     

    • Почему Христос на кресте сказал: «Боже мой, почему ты меня оставил?». Это была слабость? Ксения

    Уважаемая Ксения! Это проявление человеческой природы Христа. Святые отцы рассматривают это как доказательство того, что Бог действительно стал Человеком и воспринял в Себя человеческую природу. Он не призрак, как учили последователи некоторых еретических учений, например, докеты. Все человеческие чувства — и боль, и страдание, и жажду, и томление — Он испытывал на Кресте так же, как и любой человек. До сих пор мы поем в храме: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься…», — то есть к людям на землю пришло не какое-то существо, которое занимает среднее место между ангелами и людьми, а именно Сам Господь, Который воистину стал Человеком, оставаясь при этом Богом.