На вопросы читателей епархиальных СМИ отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин
Считается, что в Троицкую родительскую субботу можно поминать всех, даже самоубийц. Так ли это?
Нет, это не так. Церковное поминовение самоубийц запрещено канонами Церкви. Если люди пытаются каким-то образом обойти каноны, это является грехом и может очень плохо отразиться на тех, кто это делает.
Можно понять горе людей, чьи близкие закончили свою жизнь так страшно, и их желание облегчить участь души погибшего. Они и сами нуждаются в утешении и молитве. Поэтому Церковью определено особое молитвенное последование для утешения скорбящих родных — «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» (утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года). Человек, у которого в семье случилось такое несчастье, может прийти в храм, сказать об этом священнику, и он совершит это молитвенное последование. Но этот чин не является поминовением самовольно расставшихся с жизнью. Он может помочь тем, кто понимает, что такое церковная молитва, для кого она дорога.
Бывает, что верующим церковным людям духовник благословляет читать дома определенные молитвы: канон святому мученику Уару, молитву преподобного Льва Оптинского. Но даже эти молитвы не рекомендуется читать духовно неопытным людям.
Самое лучшее, самое правильное, что могут сделать родственники людей, которые завершили свою жизнь самовольно, — помогать нуждающимся, прося у Бога милости и облегчения участи своего сродника.
Ваше Преосвященство, как Вы относитесь к канону «О самовольне живот свой скончавших»? Не является ли слишком большой дерзостью чтение канона о вольных самоубийцах?
Канон «О самовольне живот свой скончавших» составлен митрополитом Вениамином (Федченковым). Даже келейное чтение этого канона не может считаться общецерковной практикой, и об этом говорит сам митрополит Вениамин в объяснении, которым сопровождается издание канона. Сам он по совету старца Нектария Оптинского предпринял попытку молиться о самоубийце, когда душевнобольной человек покончил с собой на Сергиевском Подворье в Париже, где и служил тогда будущий митрополит Вениамин. Однако обычно, когда его просили об отпевании самоубийц и о молитве за них, он отказывался: «… Согласно канонам – правило Тимофея Александрийского – и по внутреннему противлению души моей». Свое объяснение митрополит Вениамин заканчивает словами: «А меня да помилует Господь за дерзновение такое…».
Надо помнить и о том, что владыка имел право на дерзновение в молитве: люди, знавшие его, считали его великим праведником, готовятся материалы для его канонизации. Но для нас, людей, еще не очистивших сердце от страстей, такое дерзновение невозможно и может быть даже опасным: известны случаи, когда те, кто самовольно молился о самоубийцах вопреки правилам Церкви, подвергались тяжелым искушениям и даже заканчивали свою жизнь подобным образом. Поэтому я советовал бы во всем довериться Богу и Церкви.
По благословению духовника можно читать молитву о некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах преподобного Льва Оптинского, она есть во многих молитвословах. Не случайно и в ней содержится просьба о прощении молящегося: «Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».
В таких случаях Церковь прежде всего советует нам творить милостыню за самоубийц, это древнейший церковный обычай: суть его в том, что человек, получающий милостыню, молится о тех, кто ее подает, или о тех, в память кого подают.