Когда мы приступаем к чтению молитвенного правила, например, утреннего или на сон грядущим, то, прежде всего, встречаем молитву Святому Духу. В народе ее называют по первым словам – «Царю Небесный».
Звучит эта молитва так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». А переводится на русский язык следующим образом: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наши».
В этой молитве мы обращаемся к третьему Лицу Пресвятой Троицы. В тексте можно увидеть различные наименования Святого Духа, которые отражают Его различные свойства.
Истинный Бог
Святого Духа мы называем Царем Небесным, потому что Он как истинный Бог равен Богу Отцу и Богу Сыну. Он невидимо царствует над нами и над всем мирозданием.
Дух назван и Утешителем, так как Он посещает наши души благодатной радостью и миром, утешая в скорбях и жизненных обстоятельствах. Сам Господь наш Иисус Христос обещал апостолам после Своего Вознесения послать Духа Святого, Которого Он назвал Утешителем: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 16-17, 26). В день Пятидесятницы обещание Спасителя исполнилось – Его ученики восприняли Утешителя, и теперь Святой Дух пребывает в Церкви Христовой, оживляя ее как единый богочеловеческий организм.
Источник благ
В евангельской цитате мы видим, что Господь также называет Третье Лицо Пресвятой Троицы Духом истины. Ведь Он наставляет людей на правильный путь, учит человека только тому, что полезно и спасительно. Святой Дух прогоняет ложь и разрушает козни бесовских духов.
Как истинный Бог, Дух Святой наполняет Своим присутствием весь мир, все видит и знает сердечные помыслы каждого человека. Вездеприсутствие – это одно из свойств Божиих.
В молитве Святой Дух назван «сокровищем благих» – источником всякого блага. Конечно, имеется в виду истинное благо с точки зрения замысла Творца о счастье человека. Часто люди мечтают получить то, что на самом деле не будет для них благом, тратя на достижение этого все свои силы и время. Мы просим Бога вразумить нас и даровать подлинное благо.
Податель жизни
Святой Дух назван Подателем жизни, потому что все в мире живет им, получая от Него жизнь. Часто в христианской среде можно услышать выражение «духовная жизнь». Именно эту святую, благодатную жизнь Святой Дух дарует душе человека, очищая ее от всякой греховной скверны. Если с грехом ассоциируется душевная смерть, то Святой Дух – Податель истинной жизни. В духовной жизни важно стремление человека исполнять заповеди, его вера во Христа и живое покаянное чувство.
В молитве Святому Духу мы просим его неотступно пребывать среди нас – как в группе христиан, так и в сердце каждого верующего – спасая, преображая и освящая нашу жизнь: чувства, мысли, действия, взаимное общение.
Жилище Святого Духа
Человек имеет высокое предназначение – он призван быть храмом Божиим. А храм нужно хранить в чистоте. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19-20) – так писал апостол Павел христианам Коринфа. Этот город славился распущенностью нравов. Блудник отнимает у своего тела честь быть храмом Святого Духа. Тело уже больше не принадлежит человеку, ведь оно куплено Крестной Жертвой Спасителя. О власти над ним так говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ты не имеешь власти над плотью для удовлетворения порочных пожеланий, а имеешь эту власть только для исполнения заповедей Божиих».
Прежде всякого дела
Дух Святой – Учитель и Наставник всякой богоугодной молитвы. Апостол Павел в Послании римлянам писал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Отсюда становится понятно, почему молитву Святому Духу принято читать не только перед началом всякого доброго дела, но и прежде всех остальных молитв.
«Царю Небесный» входит в состав предначинательных молитв (или, так называемого, обычного начала), которыми Устав указывает начинать богослужения. Обычное начало состоит из кратких, но очень емких по содержанию молитвословий, выражающих веру и упование христиан: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй», «Отче наш».
Появление молитвы
Авторство молитвы Святому Духу, как и некоторых других предначинательных молитв, остается неизвестным. Эта молитва была заимствована в обычное начало из службы великой вечерни праздника Святой Пятидесятницы, где ее текст помещен в качестве восьмой стихиры на стиховне, прославляющей Святого Духа. Появление этой стихиры относят к VIII-IX векам. Как ежедневная молитва она стала использоваться приблизительно с XIII-XIV века.
Интересно, что «Царю Небесный» читается не весь церковный год. От Пасхи до Вознесения Господня эта молитва отменяется: ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». От Вознесения до всенощного бдения Пятидесятницы (Святой Троицы) молитву также не произносят. Такая особенность связана с событиями евангельской истории: в Своей прощальной беседе с учениками Иисус Христос обещал схождение на них Святого Духа-Утешителя, что и произошло в праздник иудейской Пятидесятницы в Иерусалиме. Таким образом, церковное богослужение отражает период этого напряженного ожидания Святого Духа первохристианской общиной.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 11 (571) 8 июня 2022 г.