Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Преподобный Амвросий Оптинский о душевном мире

    Преподобный Амвросий Оптинский о душевном мире

    «Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Только этим приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: “велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Пс. 118, 165). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали».

     

    «Не напрасно сказано в псалмах: “ищи мира и следуй за ним” (Пс. 33, 15), то есть всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать».

     

    «Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, – это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили, – он, ради получения обещанного Господом Царствия Небесного, все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию?»

     

    «Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающиеся душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того и другого, то есть и земного, и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением».

     

    «Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдохновенный пророк Давид, говоря: “велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Пс. 118, 165). Эти слова показывают, что нужно прежде возлюбить закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, обозначенные в Евангелии от Матфея, от начала пятой главы до десятой, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного».

     

    «Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна!»

     

    «Будем искать утешения и отрады в Едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема: все человеческое кратковременно и преходяще, хотя по видимости своей и привлекает, но обманчиво. Внимание человеческое никого надолго не успокаивает, а только польстит, поманит, а после всегда оканчивается неприятностью и раскаянием. Только мы хорошенько в это еще не всмотрелись, а потому и увлекаемся видимостью».

     

    «Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан воскуряешь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не воскуряй. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от которого усиливаются все твои душевные брани, и ты лишаешься мира».

     

    «Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, – зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится».

    № 18 (578) 28 сентября 2022 г.