Ежегодно 5 октября отмечается Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех работников сферы образования. Трудно переоценить огромный вклад педагогов в развитие общества.
Несколько лет назад в школах России был введен дополнительный предмет – основы православной культуры (ОПК). Для чего нужен этот урок в общеобразовательных школах, чем он отличается от занятий в воскресной школе и какие существуют трудности в его преподавании? Об этом – беседа с педагогом гимназии № 1 города Ульяновска Людмилой Сковиковой.
– Людмила Владимировна, на ваш взгляд, зачем нужен предмет основы православной культуры в школе? Что требуется от учителя ОПК?
– Православная культура неразрывно связана с историей и культурой нашей страны. Учитель призван показать детям глубину веры, пробудить к ней интерес. Если благодаря ОПК ребенок придет в храм, к Богу, то это будет огромным достижением. Даже если это произойдет не в ближайшем будущем. Безусловно, изучение православной культуры положительно скажется на дальнейшем духовном поиске ребят. Задача педагога – дать ученикам азы веры, познакомить с церковными праздниками, рассказать о правилах поведения в храме и прочее. Когда у ребенка появится набор этих знаний, тогда он сможет понимать смысл происходящего на богослужениях. Ему будет интересно в Церкви.
– Нужно ли строго следовать программе или в педагогических целях можно внести отступления?
– Несомненно, педагоги любого предмета должны следовать программе – это основа основ. Отступлениями могут служить разные дополнения к уроку – просмотр православных фильмов, чтение и обсуждение духовных книг. Например, в старших классах мы читаем главы из книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова; ныне митрополита Псковского и Порховского), рассказы о блаженном Андрее и других симбирских святых, а также о святынях нашего края. Тема краеведения важна всем ученикам, независимо от региона. Ведь сколько подвижников в каждом крае! Дети должны не только знать их имена, но и понимать, почему праведники были прославлены в лике святых, какой подвиг они совершили в своей жизни и какой пример оставили следующим поколениям. Здесь есть, о чем подумать и поговорить.
– Тяжело ли работать со старшеклассниками?
– Отвечу однозначно – нет! Мои старшеклассники добрые, отзывчивые и очень умные ребята, с которыми приятно и интересно работать. На моих уроках дети любого возраста задают много вопросов, живо реагируют на новый материал, а еще они любят участвовать в образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах. Их интерес окрыляет и дает понять, что я работаю не впустую.
– В чем трудности преподавания вашего урока? Чего нужно избегать учителю ОПК?
– Педагог должен донести до ученика истины православной веры, словно наполненную водой чашу, не пролив ни одной капли, то есть, не упустив ничего важного. Я считаю это главной трудностью преподавания. А избегать следует, прежде всего, формального, сухого ведения урока. Не стоит бояться отвечать на возникающие у детей вопросы о вере. Это позволит им сделать осознанный духовный выбор в будущем.
– Как учителю заинтересовать учеников?
– Учитель должен любить свой предмет, гореть им. Только личным примером можно зажечь сердца учеников, больше никак. Стоит ли говорить, что нужно тщательно готовиться к каждому занятию, использовать наглядные пособия, приводить интересных гостей, подключать учеников к ведению урока.
– Как долго вы работаете в школе?
– Мой педагогический стаж – около двадцати лет. В начале профессиональной деятельности я преподавала музыку в нескольких общеобразовательных школах, потом меня пригласили вести предмет социокультурные истоки в первой гимназии. Сейчас я преподаю несколько предметов: музыку, социокультурные истоки, основы православной культуры, основы религиозных культур и светской этики и основы мировых религиозных культур.
– Где вы получали образование?
– Я с детства хотела стать музыкантом. В 1991 году поступила в Музыкальное училище города Ульяновска на отделение фортепиано. Тот период стал для меня счастливым и незабываемым: прекрасные педагоги, дисциплина, ответственность и, конечно, огромный труд. За годы учебы я поняла, что именно труд лежит в основе успехов. Закончив с отличием училище, я поступила в Казанскую консерваторию, однако приняла решение учиться на факультете Культуры и искусства в УлГУ. Параллельно начала преподавать в музыкальной и общеобразовательной школах.
– Вы видите результат своих трудов?
– За годы работы могу сказать, что действительно вижу плоды своей педагогической деятельности. Не перестаю радоваться этому. Мои ученики прилежно учатся, достигают хороших результатов в проектах, олимпиадах. Ребята охотно посещают святые места и даже привозят мне памятные подарки. Но главное, я замечаю изменения в их характере, улучшение личностных качеств. Они становятся более жизнерадостными, любознательными, щедрыми и милосердными. Ребята меняются, в том числе, благодаря нашим урокам.
– Расскажите, пожалуйста, чем вас особо порадовали ученики за последнее время?
– В этом году мои ребята приняли участие в заключительном этапе Общероссийской олимпиады по ОПК для 8–11 классов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Один из них получил диплом II степени, став призером олимпиады. В июне мы с детьми и их родителями встретились с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином. Мы показали презентацию с фотографиями из поездки детей в Москву и рассказали об образовательном процессе во внеурочное время. Владыка пожелал ребятам новых побед и благословил их.
– Что бы вы посоветовали своим коллегам?
– Я бы посоветовала всю жизнь учиться, особенно вместе со своими учениками. Не нужно бояться быть не такими, как все. Сегодня многие добродетели, скажем так, не в моде. Но мы все равно должны прививать детям христианские ценности. Педагогам нужно твердо понять: мы – сеятели. Какие зерна мы посеем сейчас, такие будут всходы в будущем, а значит, такое общество мы подготовим для нашего государства.
Беседовала Екатерина Баринова
№ 18 (578) 28 сентября 2022 г.