Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Предвещая Рождество Христа

    Предвещая Рождество Христа

    Продолжение. Начало в № 582.

    Приготовление верующих к встрече Рождества Господа нашего Иисуса Христа усиливается в конце Филиппова поста, в так называемый период предпразднства.

     

    Как правило, для всех праздников время предпразднства составляет один день. Однако для двух самых значимых после Святой Пасхи праздников – Рождества Христова и Крещения Господня – этот период длится пять и четыре дня соответственно.

    Если подсчитать количество стихир и тропарей канонов, которые призваны в этот период осветить с самых разных сторон приближающийся праздник, то окажется, что их число будет более 500. Этот факт свидетельствует о той интенсивности, с которой Церковь начинает готовить своих чад к встрече Рождества перед самим праздником.

     

    Полная картина праздника

    Песнопения Октоиха, имеющие грустно-покаянный характер, в период предпразднства заменяются радостными текстами, посвященными событию Рождества Христова.

    И хотя все тексты рождественского предпразднства имеют высокое литературное достоинство, среди них можно выделить стихиры на «Хвалитех», написанные известным византийским гимнографом преподобным Романом Сладкопевцем. На каждый день положено по шесть таких стихир, которые вместе дают полную картину Рождества Христова. Приведем в качестве примера три стихиры:

    «От земли вознося человечество, Зиждитель прииде, царский обновляя паки образ. Срадуйтеся, Горних Силы, и воспойте, вражды средостение, разорися, прииде, емуже прилежаше: Бог бо Человек бывает, Царь Израилев, Христос Бог наш» (стихира на «Хвалитех» 20 декабря ст.ст.).

    «Зависть же и огнь пояст тя, безумный прелестниче, воистинну и законная клятва: се бо Дева, якоже Исаия прорече, име во чреве и в яслех восклонит Царя, Имже вси от колена Иудова сильнии оскудеют» (стихира на «Хвалитех» 20 декабря ст.ст.).

    «Явился еси на земли и с человеки пожил еси, кесаря повеленьми с рабы написался еси; создался еси, не преложився, неизменен пребыл еси, весь Сый Бог, аще и воплотился еси. Слава Твоему смотрению, честь, хвала, великолепие и ныне, и во веки, аминь» (стихира на «Хвалитех» 23 декабря ст.ст.).

     

    Явление вселенского масштаба

    В стихирах святого Романа слышатся радостные мотивы исполнения древних пророческих ожиданий, конца власти и проклятия «безумного обманщика», искусившего Адама, разрушения «средостения» между Богом и человеком – все это есть дар, который принесло людям Рождество Христово. Ангельские силы призываются приготовить в Вифлееме ясли для желающего родиться Сына Божия. Это событие – явление вселенского масштаба, затрагивающее все мироздание: людей, ангелов и нечистую силу, объекты неживой природы.

    Неисчерпаемым источником вдохновения для многих богословов и песнописцев служит тема безграничного Бога, входящего в ограниченный земной мир и добровольно подчиняющего Себя его законам, нормам и обычаям. Младенец Христос участвует в римской переписи населения, Его скрывают от палачей царя Ирода, Ему приносят дары волхвы с Востока, Он полагается в ясли и так далее. При этом все названное происходит с Богом, сотворившим небо и землю!

     

    Возвышение человеческой плоти

    Еще одна тема, которая непрестанно звучит в песнопениях, – это тема восстановления воплотившимся Сыном Божиим царского достоинства, утраченного праотцом Адамом из-за грехопадения. Иисус Христос становится Вторым Адамом, врачуя в Самом Себе непослушание Адама первого через неуклонное исполнение воли Бога Отца. Сын Божий, невозгнушавшийся материальной плоти, возвышает человеческое естество на небывалую высоту. Он как Богочеловек возносится на небеса и пребывает по правую сторону Бога Отца. Это символическое описание Вознесения Господня говорит о том, что человечество Христово приняло Божественные славу и честь. Мы же теперь имеем возможность получить эту славу и честь как благой дар через нашу приобщенность ко Христу.

     

    Песнопения Страстной седмицы

    В богослужениях предпразднства Рождества есть еще одна сторона, которая ярко выражена в канонах-трипеснцах, читаемых на повечериях в этот период. Трипеснцы повечерий составлены по образцу канонов Страстной седмицы. Устав церковного богослужения стремится провести аналогию между предпразднством Рождества и Страстной седмицей. Каноны говорят о Рождестве Спасителя выражениями страстных песнопений. Почему? Дело в том, что воплощение Сына Божия, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2, 7), явилось для Него своего рода первым Крестом. В радостных текстах в сам праздник Рождества эта мысль уже не звучит.

    Например, ирмос «Волною морскою» канона Великой Субботы изменен так: «Волною морскою скрывшаго древле гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго, убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

    Трипеснец каждого дня предпразднства объединен общей темой. Например, безумству Ирода, ищущего Младенца Христа, чтобы Его убить, противопоставлена мудрость волхвов, пришедших поклониться Царю царей.

     

    Украшение и прославление праздника

    Самый важный текст этого периода – тропарь предпразднства – сопоставляет последствия грехопадения Адама и Рождества Христова. Через пришествие в мир Спасителя людям вновь открывается рай и даруется Древо Жизни. Вот как звучит тропарь на русском языке:

    «Готовься, Вифлеем! Откройся для всех, Едем! Красуйся, Евфрафа; ибо древо жизни расцвело от Девы в пещере. Ее чрево явилось мысленным раем с божественным насаждением, вкушая от которого мы будем жить, а не умрем, как Адам. Христос рождается для возстановления ранее павшаго образа».

    Красота, радость и богословская глубина песнопений рождественского предпразднства поражает. Церковь всегда видела в богослужении не только акт молитвенного обращения к Богу – хотя это фундаментальная составляющая, которая сообщает богослужению подлинную жизнь, – но и точку приложения своих педагогических усилий. Столетиями богослужение являлось школой богообщения, эстетики и правильной богословской мысли на вероучительные темы. Оно воспитывало нравственность и волю человека. Поэтому христиане, жившие в эпоху написания рождественских текстов, приложили столько труда, чтобы создать, а затем выбрать поэтически лучшие и догматически точные формулировки для украшения и прославления праздника Рождества Христова.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 23 (583) 14 декабря 2022 г.