Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Каким был храм во времена Спасителя?

    Каким был храм во времена Спасителя?

    Во времена земной жизни Спасителя главной святыней еврейского народа был Иерусалимский Храм.

     

    Этот храм был вторым – первый, построенный царем Соломоном, разрушили вавилоняне при захвате города приблизительно в 586 году до нашей эры. Восстановление завершилось в 515 году до нашей эры, после возвращения евреев в Палестину из вавилонского плена.

    При жизни Спасителя храм находился в процессе реконструкции, которую начал царь Ирод Великий еще в 19 году до нашей эры. Работы в основном здании церкви завершили к 9 году нашей эры, однако в других частях комплекса они продолжались.

    Иерусалимский Храм был воздвигнут на горе. Во время правления Ирода Великого для расширения площади ее вершины вокруг была построена масштабная платформа, по периметру которой располагались крытые портики (см. Ин.10, 23). В центре платформы находился сам храм, отгороженный специальной стеной, вход за которую разрешался только иудеям. Территория церкви делилась (от периферии к центру) на двор народа, двор священников, Святилище и Святая Святых. Пространство между стеной, которая отделяла храмовую территорию, и краями платформы называлось двором язычников, – туда могли заходить не только иудеи. Именно там Христос перевернул столы денежных меновщиков и продавцов животных для жертвоприношений (см. Мф. 21, 12).

    Ветхозаветный Храм был построен по указанию Божию. В ветхозаветном Израиле он являлся центром культа Бога-Яхве, почитание Которого выражалось в жертвоприношениях. Если до исхода евреев из Египта мы видим в Библии, что ветхозаветные патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) приносили жертвы Истинному Богу в любом месте, то после исхода и поселения в Палестине жертвоприношения должны были совершаться только в храме и специально отделенными для этого людьми – священниками из рода Аарона, брата пророка Моисея.

    В жертву приносили, например, животных (ягнят, голубей), хлеб, фимиам, начатки урожая. Однако все эти жертвоприношения были лишь символом стремления человека преодолеть пропасть между ним грешным и Святым Богом. Важнейшие жертвы символизировали искупление грехов народа и совместную трапезу с Яхве.

    После смерти и воскресения Спасителя ветхозаветные тени и образы оказались ненужными. Сам безгрешный Бог, ставший Человеком, из любви принес Себя в жертву за людей и их грехи.

    Неслучайно Христос сравнивает величественный Иерусалимский Храм и Свое Пречистое Тело: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин. 2, 19-22).

    Ветхозаветные богослужения завершились в однажды принесенной Крестной Жертве Иисуса Христа. И теперь в Православной Церкви ежедневно совершается бескровная Жертва – таинство Святой Евхаристии. В нем каждый причащающийся христианин приобщается спасительным плодам Жертвы Христовой. В этом главном таинстве Церкви одновременно исполняются два основных чаяния Ветхого Завета – мы причащаемся, во-первых, «во оставление грехов и в жизнь вечную», во-вторых, участвуя при этом в Трапезе Господней.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 23 (583) 14 декабря 2022 г.