В Евангелии упоминаются иудейские праздники. Больше других евангелистов о них говорит апостол Иоанн Богослов.
Благодаря его упоминаниям о ветхозаветных Пасхах определяется продолжительность общественного служения Иисуса Христа, составляющая три с половиной года. Спаситель, соблюдая ветхозаветные установления, присутствовал в Иерусалиме на важнейших иудейских праздниках. С такими паломничествами связаны величайшие чудеса Господа (например, исцеление слепорожденного), а также Его полемические диалоги с саддукеями, фарисеями и книжниками Иерусалима.
Приведем одно из таких евангельских упоминаний: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник Обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите…» (Ин. 10, 22-26).
Очевидно, что знание особенностей иудейского календаря и системы праздников времен Иисуса Христа помогает ориентироваться в хронологии евангельских событий. Это знание, например, привлекается библеистами для решения вопроса о времени Тайной Вечери, которое отличается в синоптической и иоанновской традиции.
Еврейский календарь, основанный на годичном лунном цикле, отличался от системы современного летоисчисления. Лунный год подходил для кочевых народов, которых не интересовало время начала и окончания сельскохозяйственных работ. Однако земледельцы Палестины нуждались в календаре, связанном с солнечным годом. Разница в 11 дней между лунным и солнечным годом – 12 лунных месяцев давали 354 дня – выправлялась добавлением примерно каждые три года еще одного месяца. В Палестине I века н.э. использовались и другие календарные системы.
В семитском мире день начинался с закатом, с появлением первой звезды. Поэтому закон о субботнем покое вступал в силу уже с вечера пятницы и действовал до вечера субботы. В субботу, седьмой день недели, запрещался широкий круг деятельности, так как человек должен был подражать Создателю, почившему от дел после шести дней творения.
Если дневное время определялось видимым движением солнца, то месяц определялся движением луны. Новый месяц начинался с новолунием (первым появлением молодого месяца в западной части неба на закате), за временем которого тщательно наблюдали. От этого зависели даты праздников. При соотнесении месяцев еврейского календаря с современными принято давать двойные названия: Нисан – март/апрель, Ияр – апрель/май и т.д. В конце Библии обычно имеется ряд приложений, среди которых можно найти таблицу, где подобным образом расписаны все месяцы и приходящиеся на них иудейские праздники.
В три важнейших праздника – Пасха, Пятидесятница и Кущи – иудеи совершали паломничество в Иерусалим, в Храм.
Пасха начиналась с вечера 14 Нисана и длилась 7 дней. Она была самым торжественным ветхозаветным праздником, в который вспоминалась ночь исхода еврейского народа из Египта.
Пятидесятница совершалась 6 Сивана (май/июнь), то есть через 50 дней после Пасхи. В эти 50 дней проходила жатва, поэтому Пятидесятница – это праздник жатвы, когда в жертву приносили первые хлебы из новособранных плодов. С Пятидесятницей также соединилось воспоминание о даровании Синайского Закона через 50 дней после исхода из Египта. Праздник продолжался один день.
Праздник Кущей (палаток) приходился на осень, поэтому он выражал благодарность Богу за весь собранный урожай, но также с ним связывалась память о странствии израильтян по Синайской пустыне, где они жили в палатках. Праздник длился 7 дней – с 15 по 22 Тишри (сентябрь/октябрь). В этот период люди обитали в шалашах – кущах.
Упомянем также о двух других важных днях.
День Очищения совершали за 5 дней до праздника Кущей. Это был день поста и покаяния о грехах народа за весь год. Именно в День Очищения раз в год первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью. Обряды этого дня завершались изгнанием в пустыню «козла отпущения», символически уносившего на себе грехи народа.
Праздник Обновления (25 Кислева – ноябрь/декабрь) был установлен в память о победе над селевкидами в 168–164 годах до н.э. и возобновлении храмового богослужения.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 24 (584) 28 декабря 2022 г.