Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Почему Христос говорил притчами?

    Почему Христос говорил притчами?

    В 2023 году в рубрике «Изучаем Писание» мы планируем уделить внимание разбору притч Спасителя.

    Многим знакомы притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне или о злых виноградарях. В Евангелии имеются около 30 полноценных притч с одним или несколькими действующими лицами. Если же прибавить к ним краткие изречения и сравнения, по форме напоминающие притчи, то их количество превысит 60.

     

    По сути, притча представляет собой короткий рассказ, призванный выразить ту или иную нравственную истину или богословскую идею. Притча содержит скрытое сравнение, так что слушающий всегда может приложить ее к своей жизненной ситуации. Именно поэтому притчи не теряют своей актуальности на протяжении столетий.

    Больше всего притч содержится в Евангелиях от Матфея и Луки, у Марка их меньше, а у Иоанна притчи отсутствуют.

    Притчи составляют около 35 процентов от общего объема евангельских поучений Христа. Это говорит о том, что Спаситель считал притчу важным приемом в Своей проповеди. Апостол Матфей, как и прочие евангелисты, отмечает, что «Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13, 34).

    Традиция учить притчами встречается в Ветхом Завете. Существует ветхозаветный сборник «Притчи Соломоновы», в котором притча – это, как правило, афоризм, заключающий противопоставление (мудрости и глупости, праведности и нечестия). Например: «Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим» (Притч. 11, 6).

    Притчи Господа нашего Иисуса Христа отличаются от Соломоновых изречений своим содержанием – это не просто советы житейской мудрости, а откровение об отношениях Бога и человека, в свете которых должны строиться отношения между людьми.

    Одну и ту же притчу Спаситель мог повторять несколько раз в разное время перед различными слушателями. Этим объясняется, что одни и те же притчи могут встречаться у разных евангелистов с отличиями.

    Почему Иисус говорил притчами? Библеисты давно пытаются ответить на этот вопрос. Отметим, что объективно притча усложняет, а не облегчает понимание. Она представляет собой загадку, которую человек должен разгадать. Иными словами, притча не дает мудрое изречение в готовом виде, а побуждает думать над ее содержанием. С другой стороны, некоторые притчи Спасителя были настолько прозрачными, что те, к кому они были обращены, без труда понимали их смысл. Так, фарисеи узнали себя в злых виноградарях: «и старались схватить Его [Христа], но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу» (Мк. 12, 12).

    При истолковании притчи следует учитывать законы этого жанра. Не все детали имеют равное значение и требуют объяснения – некоторые служат лишь фоном для изложения основной идеи. Известный толкователь Священного Писания святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что «не на все в притчах надо обращать внимание». Однако в истории церковного толкования к притчам часто применялся аллегорический метод, при котором комментаторы стремились объяснить каждую деталь, что давало сложные, красивые, но часто натянутые толкования.

    Евангелисты по-разному размещают в тексте так называемый притчевый материал: иногда одна притча вставляется в повествование, а иногда они помещаются целыми блоками одна за другой. Такие серии встречаются у евангелистов Матфея (13-я глава), Марка (4-я глава) и Луки (15, 16, 18-я главы).

    Существуют различные способы классификации притч. Мы будем следовать перечню притч, составленному по принципу места и времени произнесения. Согласно этому критерию, притчи разделяются на три группы: произнесенные в Галилее (галилейский период общественного служения Иисуса Христа), на пути из Галилеи в Иерусалим (период последнего пути Спасителя в Иерусалим на вольные страдания) и в Иерусалиме (накануне Крестных страданий).

    Исследователи отмечают изменение общего настроения притч в эти периоды: если ранний, галилейский, период характеризуется радостными и вдохновляющими образами, то постепенно, по мере приближения к моменту Крестных страданий, образы притч становятся более мрачными, возрастает тема возмездия и суда.

    Первая притча, которую мы рассмотрим, называется «О доме на камне и доме на песке» (см. Мф. 7, 24-29; Лк. 6, 47-49).

    У евангелиста Матфея читаем: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

    У благовестителя апостола Матфея этой притчей Господь завершает Нагорную проповедь. В Евангелии от Луки притча стоит после проповеди «на месте равне», в которой кратко повторяются идеи Нагорной проповеди. Спаситель в Нагорной проповеди рисует величественную картину новой христианской праведности, которая превосходит праведность книжников и фарисеев. Без этой новой праведности человек не может войти в Небесное Царство, проповедуемое Христом.

    В притче благоразумным является человек, который не только слушает учение Христа, но и исполняет его, живет в соответствии с ним – он построил дом своей жизни на твердом основании. Тот же, кто не исполняет, – устроил свой дом на непрочном основании, на песке.

    Корни этих образов уходят в Палестинскую местность, ее климат и практики строительства в этом регионе. Ландшафт большей части страны гористый и холмистый, а период засухи внезапно сменяется сезоном дождей с сильными бурями. Горные реки и ручьи, которые в бездождие усохли, быстро наполняются водой и стремительно обрушиваются на равнины и долины. Напор воды сметает все на своем пути. Эта участь постигает и дома. Вода размывает грунт (песок или землю), на котором стоит здание, и разрушает постройку. Именно поэтому благоразумные иудеи строили дома на скалах, на каменном фундаменте, что давало больше шансов зданию устоять во время таких бурь. Это сравнение Христа, понятное палестинцам, конечно, сильно поразило слушателей. Соблюдение заповедей Спасителя, таким образом, становилось буквально жизненно необходимым!

    Искушения и бедствия внезапно обрушиваются на нашу безмятежную жизнь, угрожая физическому и душевному благополучию. Здоровье, счастье, богатство, покой – все может исчезнуть в одночасье. От таких «бурь» никто не застрахован. Жизнь, построенная на основании евангельских принципов, о которых Христос говорит в Нагорной проповеди, дает человеку силы, надежду и веру, чтобы устоять в бедствиях и не опустить рук. Напротив, если вечность выносится за скобки, ценность заповедей Господних отрицается и жизнь строится только по земным клише счастья и благополучия, то человек впадает в отчаяние: его мир иллюзий рушится, а больше ничего и нет. Последнее, действительно, похоже на великое разрушение дома, построенного на песке.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 1 (585) 11 января 2023 г.