Жемчужина Ветхого Завета

    В Библии есть две книги, которые названы женскими именами: Книга Руфи и Книга Есфири. История моавитянки Руфи произошла в эпоху правления судей, наполненную войнами, грабежами, клятвопреступлениями, но она – одна из самых трогательных и светлых в Ветхом Завете.

     

    Здесь не описываются интриги, страшные грехи, преступления и расплата за них. Здесь не упомянута ни одна молитва ко Господу – но все повествование пронизано Его присутствием. Простая история о доброте и преданном служении ближнему, которое в итоге оказывается служением Богу.

    Книга повествует о жизни одной вифлеемской семьи: отца – Елимелеха, матери – Ноемини и двух взрослых сыновей – Махлона и Хилеона. По жанру ее можно назвать сагой, поскольку автор акцентирует внимание на обстоятельствах жизни одной семьи и смене ее поколений.

    Когда в Вифлееме случился голод, Елимелех решил переселиться на восточный берег Иордана, в Моав. Там же обитал и враждебный Израилю народ – моавитяне, которые при вступлении Израиля в землю обетованную препятствовали его продвижению.

    И вот умер глава семьи, а его сыновья, вопреки заповеди Закона, женились на моавитянках: Махлон на Руфи, а Хилеон на Орфе. Спустя десять лет умерли и сыновья Елимелеха, которым Бог не дал потомства. Ноеминь предложила своим снохам – Орфе и Руфи вернуться к своему народу, а сама решила идти на родину, в Вифлеем. Орфа и Руфь были сильно расстроены ее решением и не хотели с ней расставаться. После долгих уговоров Орфа все же согласилась, а Руфь сказала Ноемини: «куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» (Руфь. 1, 16). Эти слова носят исповедальный характер и глубоко символичны, в них заключена клятва верности. Ноеминь согласилась, и женщины вместе отправились в Вифлеем.

    Сначала их жизнь в городе была наполнена трудами и заботами. Чтобы прокормить себя и свекровь, Руфь была вынуждена ежедневно ходить на поля – собирать за жнецами оставшиеся колоски. Однажды на поле пришел его владелец, состоятельный иудей Вооз – родственник покойного свекра Руфи. Узнав от слуг о происхождении незнакомки, он дал ей зерна и повелел слугам не обижать ее.

    Согласно Закону Моисееву, бездетная молодая вдова не должна была выходить замуж за чужака из соседнего колена, но только за кровного родственника умершего мужа, и ребенок этой пары считался сыном умершего первого мужа этой женщины. По совету свекрови Руфь напомнила Воозу об этом, и он согласился жениться на моавитянке. От этого брака родился сын Овид, а от него родился Иессей – отец царя Давида. Таким образом, Руфь была прабабушкой царя Давида.

    Эта удивительная история, которую называют жемчужиной Ветхого Завета, полна глубинного смысла, который скрыт за ее лаконичным изложением.

    Исследователи часто обращают внимание на то, что ключевым словом этого повествования является милость. Кто же кому здесь оказывает милость? Очевидно, что Руфь Ноемини, когда отказывается с ней расстаться и следует за ней в чужую страну. Очевидно, что и Ноеминь Руфи, когда подобно матери она заботится о ее будущем браке. И конечно – Вооз Руфи, когда принимает ее, хотя она иноплеменница, а их сын будет носить имя умершего мужа Руфи, а не его.

    Полное послушание женщины своей свекрови приводит к рождению будущего царя Давида и позже потомка Давидова – Господа Иисуса Христа в Вифлееме, спустя более тысячи лет с момента, когда Руфь вместе с Ноеминью отправились в этот маленький город.

     

    № 2 (586) 25 января 2023 г.