Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Поле борьбы между Богом и диаволом

    Поле борьбы между Богом и диаволом

    Перед нами — как и в притче о сеятеле – снова образы поля, сеяния и всходов. Спаситель вновь говорит о Царствии Небесном. Однако в этой притче появляются и новые персонажи — враг, рабы хозяина дома и жнецы.

    Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13, 24-30).

    Пшеница была главной посевной культурой в Израиле. Из пшеницы пекли хлеб, а он являлся основной пищей. Предположительно, когда в притче идет речь о плевелах, имеется в виду «плевел опьяняющий», сорняк, внешне похожий на пшеницу, но способный вызвать отравление (головокружение, судороги и сонливость).

    Если прежде времени начать пропалывать поле, где растут вместе пшеница и плевелы, то их легко можно перепутать. Поэтому хозяин поля говорит, что следует дождаться жатвы, когда качество каждого растения станет очевидным. Эта ситуация, конечно, была знакома слушателям. Но о чем же эта притча?

    Притча о плевелах относится к числу тех, которые объясняет Сам Господь. Он говорит так: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13, 37-43).

    Спаситель часто называл Себя «Сыном Человеческим». В Евангелиях это выражение встречается около 80 раз. На основании пророчества Даниила (Дан. 7, 13-14) этот термин считался Мессианским титулом и указывал на небесное происхождение его обладателя. С другой стороны, в Ветхом Завете «сыном человеческим» назывался просто человек. Например, так Бог обращается к пророку Иезекиилю. Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек.

    Христос есть Сеятель, сеющий доброе семя Своего евангельского учения, которое должно распространиться по всему миру. Однако враг диавол не перестает вредить, он сеет плевелы, которые мешают расти пшенице. Пшеница — символ добра, плевелы — символ зла. Плевелы похожи на пшеницу. Это важное замечание. Очень часто зло притворяется добром, а когда человек уже пойман в его сети, оно сбрасывает свою маску.

    Христос называет добрым семенем сынов Царствия, а плевелами — сынов лукавого.

    После того как «сыны Царствия» — представители народа израильского — отвергли свое призвание, это наименование перешло к языческим народам, обратившимся в христианство. Они стали новым Израилем не по плотскому рождению, а по вере в Иисуса Христа.

    «Сыны лукавого» — это все противники Христа: книжники, фарисеи и т.д. В их адрес Спаситель сказал горькие слова: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44).

    Таким образом, земная жизнь, человеческая история в притче о плевелах предстает полем, на котором происходит борьба между Богом и диаволом. Когда с открытием Небесного Царствия земная история завершится, завершится и эта борьба.

    Жатва — это конец земной истории и связанный с ним суд. В ветхозаветной традиции образ жатвы являлся символом суда, который Бог произведет над народами. В Книге пророка Иоиля читаем: Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела (Иоил. 3, 12-13). На Последнем Суде праведники будут отделены от делающих беззаконие. Тема отбора одних и отвержения других проходит через все притчи, посвященные Страшному Суду. Вход в Царство Небесное — это итог земной жизни человека, загробное воздаяние ему. В притче пшеница собирается в житницу, а плевелы связываются в снопы и сжигаются.

    Блаженство и гееннский огонь — это две таинственные реальности «будущего века», которые человеческому уму сейчас невозможно охватить. Православные богословы рассуждали на эту тему, но, в отличие от низовой народной религиозности, никогда не фантазировали. Очевидно одно: то, что человек заберет с собой в вечность, он строит в своей душе уже сейчас. Преддверие блаженства и адских мук человек испытывает в земной жизни.

    В Небесном Царстве Сам Бог, Который есть свет неизреченный, воссияет в праведниках, и они станут подобны яркому солнцу. Уже сейчас свято живущие на земле люди неявно носят в себе этот свет, потому что они пребывают в Боге.

    Святые отцы видели в притче о плевелах образ земного бытия Церкви Христовой. Среди христиан есть совершенно разные люди: одни идут к Богу, другие — удаляются от Него. Но не будем забывать, что человек изменчив…

    Блаженный Августин говорил: «Поле — это мир, по которому распространилась Церковь. Тот, кто является пшеницей, пусть стоит до самой жатвы, а кто плевелами, пусть обратится в пшеницу… На поле Господа, то есть в Церкви, то, что было зерном, иногда превращается в плевелы, а что было плевелами, иногда обращается в зерно, и никто не знает, что будет завтра».

    Плевелами окажутся те члены Церкви, которые в итоге не войдут в Небесное Царствие. Но до времени Страшного Суда Господь долготерпит и не теряет надежды на покаяние грешника.

    Сейчас, в дни Великого поста, нам особенно важно собраться духовно, оценить с точки зрения вечности прожитую жизнь, цели и устремления, которыми мы руководствовались. Чьи мы слуги: Христа или отца лжи? И если ответы окажутся неудовлетворительными, то поспешим сделаться доброй пшеницей.

    Иерей Димитрий Трофимов