Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Благословен Грядый во имя Господне

    Благословен Грядый во имя Господне

    Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресенье) отделяет Святую Четыредесятницу от Страстной седмицы. Он относится к числу двунадесятых переходящих праздников, дата которых зависит от дня празднования Святой Пасхи, и всегда совершается в последнее воскресенье перед ней. В 2023 году Вход Господень в Иерусалим выпадает на 9 апреля.

    Все четыре канонических Евангелия говорят о торжественном входе Господа в Иерусалим. На пути Христа лежала Елеонская гора, с которой открывался прекрасный вид на священный город. Господь послал учеников привести молодого осла и ослицу. Поступив так, как повелел им Иисус, ученики нашли нужных животных. Спаситель сел на молодого осленка и вместе с толпой паломников отправился в Иерусалим на праздник ветхозаветной Пасхи.

     

    Символика действия

    Осел в Палестине – животное благородное, символ мира и мирного труда. В священном тексте речь шла об осленке, который еще не был под ярмом, то есть не использовался в хозяйстве. Именно такие животные участвовали в священнодействиях и жертвоприношениях. Из этого становится ясно: происходит священное событие. Господь въезжает в Иерусалим как кроткий Царь, чтобы принять Крестные страдания и смерть ради спасения людей от власти диавола и греха, даровать людям примирение с Богом. Спаситель, как истинный пасхальный Агнец, добровольно идет на заклание.

    В соответствии с традицией ветхозаветных пророков Он совершает символическое действие. Например, пророк Иеремия надел себе на шею ярмо и ходил так по Иерусалиму, предрекая его порабощение, а пророк Иезекииль у всех на виду вел осаду кирпича, объясняя, что так будут осаждать Иерусалим.

     

    Осанна!

    Множество народа сопровождало Иисуса. Одни постилали свои одежды по дороге, другие резали финиковые ветви и также клали их на пути Христа. Евангелист Иоанн отмечает, что из Иерусалима тоже вышли люди с ветвями в руках, чтобы приветствовать Иисуса. Отсюда и берет начало традиция встречать этот праздник с пальмовыми ветвями или, как в России, с вербами.

    Во время шествия люди радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Слово «осанна» можно перевести с еврейского как «спаси же!». Этот призыв обращен к потомку Давида – Мессии. Многие из народа признали Иисуса из Назарета Мессией.

    В рассказе о входе Спасителя в Иерусалим евангелисты ссылаются на пророчество Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). Иисус – долгожданный Мессия, но Он не политик, не царь-завоеватель, которого ждали иудеи. Во время триумфальных шествий такие цари в древности въезжали на конях или слонах. Христос же сидит на ослике. Он Царь Царства, которое не от мира сего.

     

    «…и осудят Его на смерть»

    Евангелист Матфей пишет о том, что весь Иерусалим пришел в движение. Люди спрашивали об Иисусе: кто Сей? Израильские религиозные вожди враждебно встретили Христа. Его популярность после воскрешения Лазаря возрастала, и первосвященники стали думать, как бы погубить и Христа, и Лазаря.

    Многие из радостно встречавшей толпы надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Но за торжеством и радостью вскоре последуют арест и распятие Христа. Народ разочаровался. Не смиренного Царя ждали люди… Исполнятся пророческие слова Иисуса, обращенные к апостолам: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20, 18-19).

     

    Епископ на осле

    Самые ранние свидетельства о возникновении праздника относятся к IV веку. Скорее всего, этот праздник возник в Иерусалиме. В это время здесь существовал особый обряд: иерусалимский епископ ехал на осле, повторяя путь Господа от Елеонской горы, а народ держал пальмовые ветви. На Востоке этот праздник повсеместно распространился в конце V – начале VI века. На Западе Вход Господень в Иерусалим начали праздновать в IV-V веках.

    Большая часть песнопений праздника написана в период с V по VIII век. Самым древним является тропарь праздника «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Особенно потрудились песнописцы преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, жившие в VIII веке. Первый составил 10 стихир, а второй – 2 стихиры и канон праздника.

    В древности в Константинополе в день праздника Патриарх ехал на коне, символизируя действия Спасителя. А на Руси существовал чин «хождения на осляти»: новгородский архиепископ садился на коня, которого обряжали в осла, и перед Литургией совершался крестный ход. С 1558 года такой же обычай появился в Москве: митрополит, символизировавший Иисуса Христа, восседал на «осле» (коне), которого вел под уздцы русский царь.

     

    Молитва о человеке

    Как видно из тропаря и других текстов праздника, «ветви древес» мы носим, во-первых, подражая людям, встречавшим Иисуса, а во-вторых – как знамения Его победы над смертью. Так, в молитве на освящение верб читаем: «Егоже [Христа] и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша». В тексте этой молитвы Церковь молится о «сохранении и соблюдении» людей, держащих в руках «ваиа и ветви древес», то есть в первую очередь молится о человеке, а не о дереве. Ветви лишь символ нашей веры в Воскресение.

    В праздник Входа Господня в Иерусалим мы уже чувствуем дыхание Святой Пасхи, но путь к ней лежит через Страстную седмицу, через страдания, унижение и смерть Сына Божия на Кресте.

     

    Иерей Димитрий Трофимов