Гимн победы Христа

    Один из самых радостных и торжественных псалмов, который мы слышим за богослужением, – это 67-й псалом, который начинается словами «Да воскреснет Бог». Он звучит в начале всех пасхальных служб – тропарь Пасхи соединяется с начальными стихами этого псалма. Его по праву можно назвать гимном победы Христа над адом, жизни над смертью.

     

    В русском переводе слова «Да воскреснет Бог» звучат как «Да восстанет Бог». Эта разница появилась, видимо, в процессе перевода с греческого на церковнославянский. В греческом варианте стоит слово «анастасис», которое мы понимаем как «воскресение». Но у этого слова два значения – как «воскресение», так и «переход из спокойного состояния в движение». Смущаться здесь не стоит. Если рассматривать псалом с точки зрения исторической перспективы, понятно, почему «восстанет». Если с духовной – почему «воскреснет». Оба значения важны.

    Сначала рассмотрим историческую подоснову текста. Первые стихи псалма – это возглас пророка Моисея. В книге Числа сказано, что когда Ковчег Завета поднимался в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! (Чис. 10, 35).

    Царь Давид «воспроизводит» эту молитву при схожих обстоятельствах. Во времена его правления Ковчег переносили на Сион дважды – после того, как Давид сделал Иерусалим столицей Израиля, и после победы в военном походе. Видимо, текст псалма родился в походе, потому что речь идет о том, что Бог победил врагов.

    Гора Сион в псалме названа «горой Божией» – местом постоянного присутствия Бога. В церковнославянском переводе она названа «тучной» не по причине богатства зелени или влаги на ней, а из-за пребывания здесь Ковчега Завета. В русском переводе Сион приравнивается к «горе Васанской»: по обильной благодати, которая присутствует на Сионе, эта гора похожа на богатую влагой и пастбищами высокую гору Васан.

    Для нас, христиан, первостепенное значение имеет толкование псалма с духовной точки зрения. Мы воспринимаем этот текст как свидетельство победного шествия Христа после Воскресения. Под врагами в псалме нужно подразумевать бесов и всех духов злобы поднебесной. Христос победил ад – и с момента Его Воскресения очевидной стала победа Спасителя над теми, кто владел человечеством после грехопадения. Мы прекрасно знаем, что Бог не уничтожит Своих врагов. Они сами исчезнут, «яко исчезает дым», растают, «яко воск от лица огня». Праведники возрадуются о победе Бога. Царь Давид призывает нас воспевать благость Божию: Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

    Бог назван «отцом сирот», так как через грехопадение мы все лишились связи с Создателем. Через Свое Воскресение Христос восстанавливает нашу связь с Богом.

    Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне: Христос через Воскресение разрешил узы ада, освободил праведников и ввел их в рай. Непокорные – это те, кто не захотел выходить из ада за Спасителем. Знойная пустыня – это преисподняя, богооставленное место.

    Дальнейшие стихи перекликаются с известными нам евангельскими событиями: Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева. Мы знаем, что когда Христос умер на Кресте, померкло солнце и произошло землетрясение. Поэтому этот псалом по праву называют мессианским – свидетельствующим о Мессии задолго до Его воплощения.

    С духовной точки зрения горою Божиею названа христианская Церковь: как гора, она стремится от земного к небесному, обильна благодатью Божией и дарами Святого. Иерусалимская новозаветная Церковь после Христова Воскресения и апостольской проповеди станет матерью всех Церквей. Она будет центром притяжения для жаждущих истинной веры.

    Святые отцы рекомендовали читать этот псалом, чтобы побеждать бесовские наваждения. В древности монахи знали всю Псалтирь наизусть, нам же выучить этот большой псалом – он занимает целую славу в 9-й кафизме – довольно сложно. Со временем начало этого псалма стало основой для молитвы Животворящему Кресту, которую мы читаем ежедневно перед сном. Начало молитвы Кресту почти полностью совпадает с первыми четырьмя стихами 67-го псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии (Пс. 67, 1–4). И если исторически 67-й псалом говорит о Боге, Который через Ковчег побеждал врагов Израиля, то для нас таким Ковчегом, которым Бог победил диавола, является Крест.

     

    Иерей Владимир Маняков

    Газета «Православный Симбирск»