Притча на языке рыбаков

    Притча о неводе, как и притча о плевелах, говорит о Страшном Суде. В конце человеческой истории открытие Царствия Небесного будет связано с судом над миром.

    Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 47-52).

    Сам Господь дает истолкование притчи о неводе – праведники будут отделены от грешников. В притче праведников символизируют хорошие рыбы, а грешников – негодные. Возможно, образ взят из предписаний иудейского закона разделять «чистых» (съедобных) и «нечистых» (их запрещалось употреблять в пищу) рыб. Тематика рыбной ловли была близка и понятна ученикам Христа, так как они были рыбаками.

    Принимая дар веры, о чем нам, в частности, говорили предыдущие притчи 13-й главы Евангелия от Матфея, человек входит в Церковь – неявное воплощение Царства Божия на земле. Дальше от человека зависит, насколько его жизнь и поступки будут соответствовать евангельскому закону.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чтобы мы… не подумали, что одной веры достаточно нам ко спасению, Господь произносит новую грозную притчу… Притчу о неводе… Чем различается эта притча от притчи о плевелах? И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие… от невнимания к слову (Божию); здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь… Они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись».

    Смысл притчи не в том, что будет Суд Божий – в этом никто не сомневался, – а в том, что до Суда в Церкви пребывают вместе праведники и грешники. Так как мы, в отличие от Бога, не знаем сердце человека, то нам не дано предвидеть поступки человека, а значит, каждый имеет до всеобщего Суда шанс измениться, покаяться.

    Образы огня и скрежета зубов – это традиционные для иудейской апокалиптики образы эсхатологических ужасов; их не следует понимать буквально.

    Цикл притч о Царстве Небесном в 13-й главе апостол Матфей завершает вопросом Спасителя к ученикам:

    И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

    Книжники занимались изучением Священного Писания, то есть на тот момент Ветхого Завета (Новый еще не был написан). В последнем замечании Спасителя «о новом и старом» христианские комментаторы обычно видели указание на то, что смысл Ветхого Завета становится ясен в Новом Завете, то есть через то Откровение, которое нам принес Иисус Христос.

    Дальнейшая евангельская история покажет, что ученики еще не всё поняли и нуждаются в обучении, воспитании и заботе со стороны Христа. Лишь события Воскресения Спасителя и сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы окончательно помогли апостолам понять учение Христа и опыт общения с Ним.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»