Когда Христос жил на земле среди людей, Евангелия – такого, каким мы привыкли его видеть, — не было. Не было книги, которую можно взять в руки, полистать, почитать. Живым, воплощённым Евангелием был тогда Сам Иисус. Он ходил с учениками по Палестине, проповедовал, рассказывал притчи, совершал чудеса, учил апостолов, а потом принял смерть на Кресте, воскрес и вознёсся на Небеса. После Вознесения ученики Иисуса остались без Учителя. Наверное, тогда-то и появилась первая книга — Евангелие? Опять — нет. Книга в первые годы после Вознесения Христа была не нужна. Потому что все ещё всё помнили. В Палестине было много людей, которые своими глазами видели и своими ушами слышали Иисуса и даже сами участвовали в событиях Его жизни. Им не нужны были никакие записи.
Шли годы. Верующих становилось всё больше. Христианские общины росли, возникали за пределами Палестины, в землях, где жили другие народы. Люди пересказывали друг другу то, что услышали от апостолов.
Именно тогда уже в виде книг появились Евангелия, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Кроме того, что евангелисты входили в круг учеников Христа во время Его земной жизни, они имели ещё и благодать Святого Духа — особые дары от Бога, позволявшие им написать Евангелия так, чтобы в них было правильно, без ошибок и искажений выражено всё самое главное. Если другие люди могли путаться в рассказе об Иисусе, пересказывая то, что сами не видели, то евангелисты всё время «сверялись» с Богом.
Матфей
Матфей сам был иудеем и собирал с других иудеев подати для римского императора, власть которого тогда распространялась на их страну. Общаться с Матфеем никто не хотел, занятие его считали позорным: из всех собранных денег мытари отправляли римским властям установленную сумму, а из остатка им дозволялось взять себе столько, сколько захотят. Вот поэтому и считалось, что мытари — люди жестокие и бессовестные. Оттого и было для всех удивительным и то, что к такому человеку обратился Христос, и то, как этот мытарь откликнулся на Его призыв.
Христос, встретив Матфея, сказал ему:
— Следуй за Мною!
Мытарь оставил своё занятие, имущество и пошёл за Христом.
Когда апостолам пришла пора разойтись по разным странам для проповеди, иерусалимские христиане, вышедшие из иудеев, попросили Матфея перед отъездом записать для них дела и учение Иисуса.
Святой ещё много проповедовал в разных азиатских странах, совершил немало чудес и подвигов. Жизнь его закончилась мученической гибелью.
Марк
Апостол Марк родился в Иерусалиме. Происходил он из священнического рода. Марк не входил в круг двенадцати апостолов, сопровождавших Христа во время Его земной жизни, — он был ещё слишком юн. Однако с детства Марк был окружён учениками Христа. Апостол Варнава приходился ему дядей. Мать Марка, Мария, тоже была христианкой. В её доме скрывался апостол Пётр после того, как чудесным образом освободился из темницы.
Вместе с апостолом Павлом и своим дядей Варнавой святой Марк отправился в большое миссионерское путешествие. Он проповедовал в разных местах — в Антиохии, на Кипре, в Египте, в Греции, в Ливии…
Своё Евангелие Марк написал в Риме. К моменту, когда апостол туда прибыл, в «столице мира» уже было немало христиан, причём очень многие из них до принятия новой веры были язычниками. И, составляя Евангелие, Марк учитывал, что при воспитании эти люди не изучали, как иудеи, Ветхого Завета, что они были людьми совсем другой культуры, и поэтому постарался написать для них историю Иисуса коротко и ясно.
Текст Евангелия от Марка наполнен яркими, чудесными событиями — святой хотел показать, как велик Господь, какие чудеса Он способен совершать.
Свой текст евангелист составлял со слов апостола Петра, который прочитал записи, одобрил их, и после этого Евангелие от Марка было принято христианской Церковью. А святой Марк совершил ещё много апостольских подвигов и чудес и принял мученическую смерть от язычников в египетском городе Александрии.
Наталья Харпалёва
Газета «Православный Симбирск»
По материалам журнала «Фома»
Продолжение следует