7 февраля, в день памяти собора новомучеников и исповедников Российских, мы молитвенно призываем на помощь святых, которые приняли мученическую кончину за Христа или подверглись гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
В ХХ веке за веру пострадали сотни тысяч человек, среди них и духовенство, и миряне. Среди претерпевших мучения немало тех, кто совершил подвиг в Ульяновской области. Кропотливая работа по изучению архивных документов с целью составления житий новомучеников и исповедников Симбирского края (и не только), проделана Людмилой Куликовой – исследователем истории Русской Православной Церкви, автором книг о преподобноисповеднике Гаврииле (Игошкине) и преподобномученице Елисавете Феодоровне. Корреспондент «ПС» поинтересовался у Людмилы Владимировны тем, как проходило исследование.
– Людмила Владимировна, с чего началось ваше изучение подвига новомучеников?
– Исследовательской работой я занимаюсь 23 года. Я воспитывалась в верующей семье, посещала богослужения. После окончания Московского кооперативного института работала в системе потребительской кооперации. У меня была престижная работа, которая, казалось бы, не имела ничего общего с историей Церкви. Однажды я серьезно заболела, но Бог меня миловал. После болезни в 1991 году я вновь вернулась на работу в Ульяновский Облпотребсоюз. Мне предложили возглавить ведомственный архив, а так как наша организация являлась источником комплектования Государственного областного архива Ульяновской области, то руководитель ведомства постаралась мне привить любовь к архиву и истории. Незаметно для себя я все больше стала интересоваться историей Симбирской епархии. Так, посещая архив по служебным делам, свободное время посвящала работе в читальном зале – собирала историю храмов.
– Как вы начали изучать судьбу и подвиг преподобноисповедника Гавриила Мелекесского?
– В 1997 году мои подруги Вера Хохолкина и Ольга Топоркова рассказали об архимандрите Гаврииле (Игошкине). Они ездили в Димитровград, где посетили могилку священника. Там женщины встретили Веру Федоровну Соколову – духовную дочь Мелекесского старца. В разговоре узнали, что ей знакомая перед смертью передала письма и проповеди, написанные архимандритом Гавриилом. Они рассказали Вере Федоровне обо мне и та в свою очередь попросила помочь собрать архивные документы.
Жизнь и подвиг архимандрита Мелекесского меня растрогали. Сколько ему пришлось пережить мучений! Но святой сохранил любовь к Богу, людям и остался верен Церкви. Мы с Верой Федоровной решили собрать материалы к прославлению Мелекесского старца. Я позвонила своему духовному отцу – архимандриту Льву (Дмитроченко), который с большой радостью благословил меня. На приеме у владыки Прокла (Хазова), мне дали письмо в Ульяновское управление ФСБ, чтобы я могла познакомиться с архивно-уголовным делом архимандрита Гавриила (Игошкина) за 1949 год и получить копию дела. Работа началась.
– Что было необходимо для канонизации святого?
– Обязательным требованием комиссии по канонизации святых при Московской Патриархии было представление всех материалов из архивно-уголовных дел и других документов, начиная с рождения и до смерти. Преподобноисповедника Гавриила арестовывали четыре раза, поэтому пришлось работать в четырех разных архивах: в Москве, Пензе, Саратове, Санкт-Петербурге. Я со слезами на глазах читала пожелтевшие страницы допросов, приговоров, где стояли подписи отца Гавриила. В голове не укладывалось, как же он смог вытерпеть все гонения и тюремные заключения? Святой перенес мучения лагерей с честью, никого не предал, не лжесвидетельствовал. Несмотря на многие лишения, старался и в тюрьме быть пастырем. Находясь в узах, он утешал окружающих, помогал, порой отдавал свой последний кусок хлеба, и, с Божией помощью, выжил.
– Вы общались с родственниками святого?
– Я размещала публикации о жизни и подвиге архимандрита Гавриила во многих газетах и журналах. Надеялась: кто-то из родственников или земляков старца откликнется. Вскоре я получила письмо от его родных из села Сосновка. Откликнулись и внучатая племянница, и двоюродная сестра, и брат из города Кузнецка Пензенской области. Они с радостью поделились воспоминаниями, уникальными документами, фотографиями и рукописями его духовного наследия. В Энгельсе удалось разыскать и встретиться с племянницей Зинаидой Афанасьевной и другими родными.
– Известно ли, кто стал первым новомучеником на Симбирской земле?
– Это был протоиерей Иоанн Ильинский из села Томылово Сенгилеевского уезда. Его несправедливо обвинили в пособничестве восстанию Чехословацкого корпуса. Красногвардейцы схватили 72-летнего батюшку у храма, когда он собирался после Всенощного бдения в канун Воздвижения Креста Господня идти соборовать больную прихожанку. Священика увезли в штаб, долго допрашивали. Утром его вывели на опушку леса и расстреляли. Тело бросили в четверти версты от железнодорожного полотна, слегка прикопав землей. Священномученик Иоанн Ильинский причислен к лику святых 11 апреля 2006 года.
– Сколько новомучеников входит в Собор Симбирских святых?
– Семь. Это преподобноисповедник Гавриил Мелекесский, преподобномученица Екатерина Декалина, священномученики Александр Гневушев, Александр Телемаков, Иоанн Ильинский, Неофит Любимов, Николай Покровский. Их память соборно почитается 7 февраля и 3 июня.
– Сколько священнослужителей и мирян подверглись гонениям в Ульяновской области?
– В Ульяновской области с 1917 по 1950 годы по политическим мотивам было репрессировано свыше 22 600 человек, более 2000 – расстреляно. Удалось установить общее число репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в Ульяновской области в 20-х – 30-х годах прошлого века – около 600 человек. Из них 198 человек расстреляны, остальные – приговорены к разным срокам заключения. Я думаю, не все имена нам известны, предстоит продолжать исследовательскую работу. Число новомучеников гораздо больше, чем можно предполагать. Помнить о них – молиться канонизированным святым и поминать за упокой еще не прославленных – наш священный долг.
– К югу от Москвы разместился секретный полигон, на котором в особо крупных масштабах расстреливали священников и мирян. В наши дни на Бутовском полигоне действует посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига новомучеников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения и ныне восстановленный. Известны ли места захоронения Симбирских новомучеников?
– Да, например, Стрижов овраг. Он тянется по волжским склонам от Южного рынка до Моторного завода. В 30-е годы там нашли упокоение более тысячи человек. В этом овраге лежат и мощи причисленных к лику святых священномученика пресвитера Александра Телемакова и преподобномученицы Екатерины (Декалиной). К сожалению, до сих пор там нет ни часовни, ни поклонного креста.
Еще одно место – бывший дом купца Сачкова (сейчас резиденция правящего архиерея), где до 1943 года распологалось Ульяновское отделение НКВД. Именно в подвале это дома была устроена расстрельная комната, где с августа 1937 года по февраль 1938 года было убито 1132 человека. Иногда мучеников хоронили здесь же в саду, об этом свидетельствуют раскопки. В память тех страшных событий 18 ноября 2020 года митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин освятил домовый храм во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской в Архиерейской резиденции. На улице Железной Дивизии установлен небольшой памятник жертвам политических репрессий. Другие места до настоящего времени остаются засекреченными.
– Над чем вы сейчас работаете?
– После прославления преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, казалось, что все закончено. Но сонм новомучеников и исповедников не дает остановиться. 2020 год прошел в подготовке материалов к канонизации солагерника архимандрита Гавриила Мелекесского, отца Василия Носова. В одной из рукописей святого я нашла упоминание о священнике из Миасса и решила узнать о нем побольше. В настоящее время работаю над написанием книги о сподвижнице преподобноисповедника Гавриила, второй настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия Валентине Сергеевне Гордеевой.
Беседовал Алексей Волжин
№ 2 (538) 27 января 2021 г.