Священники Лебяжьевы

Духовная семинария. г. Симбирск

Вот уже несколько лет я занимаюсь поиском своих предков – священников Твердовских. Изучая архивные документы, увидела закономерность: многие священнослужители связаны между собой семейными узами. Так в круг моих интересов попал священнический род Лебяжьевых.

Материала накопилось немало. Одна из двоюродных сестер моей прабабушки, Александра Константиновна Твердовская, была замужем за уроженцем Симбирской губернии, священником Алексеем Ивановичем Лебяжьевым. В Саратовской епархии с 1906 года служил Николай Николаевич Лебяжьев. Его родные братья Михаил и Александр – в Симбирской епархии. Их отец, Николай Васильевич, здесь же состоял в должности священника, а дядя – Аристарх Васильевич – много лет преподавал латинский язык в Алатырском духовном училище (Алатырь в то время был уездным городом Симбирской губернии).

О судьбе отца и двух братьев-священников, служивших в Симбирской епархии – мой сегодняшний рассказ.

Священник Николай Лебяжьев (1837-1901) окончил Симбирскую духовную семинарию. Его пастырское служение началось в 1859 году в должности приходского священника села Порецкое Алатырского уезда Симбирской губернии. Батюшка сразу полюбился прихожанам: двери его дома были открыты для всех.

В конце 1872 года отца Николая назначили законоучителем вновь открытой в Порецком учительской семинарии. Через два года после того, как заведение разрослось, он вынужден был оставить должность приходского священника. Но и после этого батюшка не остался чужим для поречан: по-прежнему они шли к нему за советом.

Духовное училище. г. Симбирск

По выслуге лет в учительской семинарии отца Николая перевели на место духовника Симбирской духовной семинарии. 27 июля 1897 года он в последний раз совершил богослужение в Порецком храме. По окончании литургии он обратился к присутствующим с прощальной проповедью. Она была такой трогательной, что слушая ее, все плакали. 1 августа священник приступил к службе. Через две недели его назначили законоучителем образцовой школы при семинарии.

Как и многие священослужители того времени, отец Николай занимался миссионерской деятельностью, в основном, просветительской. В 1899 году неоднократно участвовал в качестве лектора в религиозно-нравственных чтениях в храме Симбирской духовной семинарии, был членом православного Свято-Духовского Братства.

Протоиерей Николай Лебяжьев отошел ко Господу осенью 1901 года.

Известно, что в семье Лебяжьевых было девять детей: Михаил, Евгений, Николай, Владимир, Елизавета, Александр, Дмитрий, Раиса, Нина. Трое из них стали священниками.

Священник Михаил Лебяжьев (1865-после 1931) окончил Алатырское духовное училище, где был лучшим в списке учеников, Симбирскую семинарию и Казанскую духовную академию.

23 мая 1893 года псаломщика Лебяжьева рукоположили во диакона, а 30 мая – во священника. О семье отца Михаила почти ничего неизвестно, кроме того, что у него было трое детей.

17 августа 1896 года батюшку утвердили в должности уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Симбирской епархии. В 1889 году – отправили на служение в Троицкий кафедральный собор Симбирска (до середины 1913 года.

Большое место в жизни отца Михаила занимала общественная деятельность. Он состоял депутатом от духовенства Симбирского духовно-училищного округа, принимал участие в заседаниях училищных съездов. Далеко не каждый священник мог стать депутатом: для этого необходимо было зарекомендовать себя опытным руководителем, усердным в служении.

Одновременно с этим, с 1907 по 1914 год, отец Михаил состоял членом Совета Симбирского епархиального женского училища. 10 января 1908 года архиепископ Иаков (Пятницкий) утвердил отца Михаила членом Правления Симбирской духовной семинарии.

Во второй половине XIX – начале XX века усилиями Церкви была создана общественно значимая система миссионерства, просветительства и благотворительности через открытие православных братств. Под покровительством Симбирской епархии, ищущей новые пути просвещения населения иных национальностей, было создано несколько братств. Их основной задачей было ослабление влияния на коренное инородческое население, в частности, чувашей, со стороны представителей ислама. В 1895-1896-х годах священник Михаил Лебяжьев был действительным членом Промзинского Николаевского

Братства. На начало ХХ века – членом Симбирского отдела Императорского Православного Палестинского Общества и одним из его лекторов.

В 1901-1911-х годах отец Михаил состоял в должности законоучителя Симбирской чувашской учительской школы, которая являлась делом всей жизни просветителя Ивана Яковлева и занимала особое место в истории православного воспитания чувашского народа. Школа Яковлева руководила всеми чувашскими училищами, снабжала их учебниками и учебными пособиями, направляла своих воспитанников в училища. По своей учебной программе Симбирская чувашская школа имела характер учительской семинарии, ведь кроме подготовки учителей для чувашских школ она готовила священников для чувашских приходов.

27 июля 1913 года отца Михаила уволили с должности священника кафедрального собора согласно его прошению. С этого времени и до 1916 года он был законоучителем 2-й Симбирской мужской гимназии с дворянским пансион-приютом имени императора Николая II.

2 августа 1915 года в Симбирске состоялось открытие Братства законоучителей средних учебных заведений и высших начальных училищ Симбирской епархии. Его задачей было сближение между собой отцов-законоучителей для обмена мыслями по вопросам теории и практики законоучительского дела. Казначеем был избран отец Михаил Лебяжьев.

Батюшка подвергся репрессиям со стороны богоборческой власти. 23 сентября 1931 года тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю он был осужден по статье «систематическая антисоветская и пораженческая агитация». Приговорен к ссылке и выслан в Северный край сроком на три года.

Как сложилась дальнейшая судьба отца Михаила – неизвестно.

Священник Александр Лебяжьев (1876-1938) как и старшие братья окончил Алатырское духовное училище и Симбирскую духовную семинарию. Учился он одинаково хорошо: по 1-му и 2-му разряду.

В начале 1904 года ему предоставили священническое место в селе Городище Карсунского уезда. 30 января того же года он был рукоположен во диакона, а 2 февраля – в священника. С 1904 года отец Александр – священник Петропавловской церкви села Городище Карсунского уезда Симбирской губернии.

Батюшка несколько лет был помощником благочинного по IV церковному округу Карсунского уезда. А 12 января 1908 года исполнение благочиннических обязанностей по этому округу легло на его плечи.

Большинство священнослужителей трудилось на поприще народного образования, обучая детей в начальных училищах, преподавая закон Божий в учебных заведениях, принимая участие в домашнем образовании. То же можно сказать и об отце Александре Лебяжьеве: в 1905-1907-х годах он был членом экзаменационной комиссии в Налитовской школе грамоты; в 1906-1907-х годах – заведующим школой. Утвержден в должности законоучителя городского высшего начального училища города Алатырь. За свою пастырскую деятельность и труды по законоучительству отец Александр был награжден скуфьей.

По особому доверию духовенства несколько лет он избирался в депутаты на училищно-окружные и епархиальные съезды духовенства. 12 июня 1913 года на общеепархиальном съезде избран секретарем. Батюшка отстаивал право Алатырских храмов на снижение суммы ежегодного налога.

18 июля 1909 года отец Александр перешел на служение в Христорождественский храм Алатыря. Там у батюшки был пятикомнатный дом с садом, коровой и лошадью – это было немалым подспорьем для Лебяжьевых (в семье было восемь детей).

В 1916 году он стал священником-законоучителем Алатырского высшего начального училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета. Возлагаемые на него обязанности исполнял добросовестно. Начальство тоже было довольно его службой, о чем можно судить по тем наградам, которых он был удостоен: набедренник, скуфья, камилавка. Помимо служебных заслуг надо отметить и немалые денежные жертвы на пользу местных миссионерских братств: отец Александр несколько лет был действительным членом Кирилло-Мефодиевского Братства при церкви Симбирского духовного училища.

В 1918 году он стал священником полевого Кресто-Воздвиженского храма Алатыря.После прихода к власти большевиков отца Александра несколько раз арестовывали: в 1918 и в 1919 годах.

В 1923 году священник Рождественской церкви Александр Лебяжьев арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 16 мая 1923 года осужден Комиссией НКВД по административным высылкам. Приговор звучал так: «Лебяжьева заключить в Архангельский концлагерь сроком на три года». Местом заключения стал Соловецкий лагерь особого назначения. Наказание священник отбыл в 1926 году.После этого заключения последовало следующее, в 1930 году. В 1935 году отца Александра приговорили к десяти годам исправительно-трудового лагеря.

25 декабря 1937 года ему выдвинуто обвинение: «участие в контрреволюционной монархической повстанческой организации «Союз Спасения России», антисоветская агитация в лагере». Приговорен к высшей мере наказания.

3 января 1938 года 61-летнего священника Александра Лебяжьева расстреляли в Томске вместе с женой, приехавшей в надежде на свидание с ним.

Дорогие читатели «Православного Симбирска»! Я надеюсь, что среди вас найдутся потомки рода Лебяжьевых, о которых нам неизвестно. Возможно, вы дополните информацию, а я с радостью поделюсь всеми имеющимися материалами.

Ирина Козлицкая

№ 3 (539) 10 февраля 2021 г.