Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Начальник суворовского училища Владимир Шкирков: «Важно научить детей правильно оценивать происходящие события»

Начальник суворовского училища Владимир Шкирков: «Важно научить детей правильно оценивать происходящие события»

23 февраля ежегодно празднуется День защитника Отечества. Он широко отмечается в трудовых коллективах, семьях и школах. Конечно, чествуются не только те, кто принимает и принимал участие в защите нашей Родины, но и будущие военные, которые уже несут службу. О том, как воспитать патриота, чем славится Ульяновское суворовское училище и как вырабатывается дисциплина рассказал начальник Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Владимир Федорович Шкирков

– Владимир Федорович, какие качества вы воспитываете в суворовцах в первую очередь?

– В первую очередь, мы воспитываем патриотов. Быть патриотом – значит любить Родину и родителей, защищать границы государства. Таких детей мы стремимся воспитывать в училище. Любой из них должен стать взрослым, который знает свое место в мире, свои обязанности.

Я с 1972 года служил в воздушно-десантных войсках. Знаете, в чем характерная черта десантников? Каждый из них знает, кто такой Василий Филиппович Маргелов, знает цвет флага ВДВ. Каждый из них гордится тем, что он десантник. Это называется патриотизм войск.

– Как подготовить детей к трудностям в будущем?

– Важно не только постепенно воспитывать саму готовность преодолеть трудности, но и научить правильно оценивать происходящие события. Для этого нужно рассказывать о жизни, происходящей вокруг, давать ребенку знания. Сейчас уже в первом классе от школьника требуют создавать и защищать проекты – а он еще знаний-то не получил, не говоря о том, чтобы уметь их систематизировать и осмыслять! Нет знаний – не будет и их анализа.

Мы стараемся давать детям классическое образование, с применением всех современных методов обучения. Закладываем основы военных знаний, объясняем, как их применять на практике. Вывозим на учения, с 8 класса показываем, как действует оружие. Много времени уделяем спортивной подготовке.

– В чем секрет хорошей дисциплины?

– Я видел много начальников и командиров, которые никогда не повышают тон. Можно кричать во все горло – а слушать никто не будет. Дети особенно тонко все чувствуют. Они быстро понимают – ну поорет, перестанет, а мы продолжим свое делать. Авторитет зарабатывают не этим. Научить детей слышать и слушать – это педагогическое искусство. Воспитатель должен понимать: на что способен ребенок и как он отреагирует на твои замечания.

Когда меня только назначили начальником училища, первый год мы делали набор пятиклассников. Пока я поднимался по лестнице в восемь ступенек, юное дарование одиннадцать раз успело туда и обратно подняться и спуститься по ней. Я его подзываю, спрашиваю: «Ты чего бегаешь»? А у него в глазах полное недоумение – «ну бегаю, живу я так, что такого»? Задача педагогов и воспитателей – этот бег направить в нужное русло. Здесь важно терпение и постоянство.

– Какой самый смелый поступок ваших воспитанников?

– Каждый год наш 10-й класс прыгает с парашютом. Это самый смелый поступок в их жизни– переступить через себя, побороть страх, пройти между жизнью и смертью. Ни одного отказника в самолете не было!

У нас, взрослых, каждый такой прыжок забирает столько нервов! Пока все не приземлятся, это дикий стресс, конечно.

– Частый гость суворовского училища – священник. Дети интересуются верой?

– Не могу сказать, что подавляющее большинство детей четко понимает, что такое вера. Но я никогда ни от кого не слышал отрицательных реплик. Дети из воцерковленных семей не стесняются выражать свою веру. Одна из рот ездит в Комаровский женский монастырь на службы, помогает по хозяйству. А на престольный праздник нашего домового Никольского храма мы все вместе собираемся на молитву.

– Вы крестились в зрелом возрасте. Почему?

– С возрастом меняется взгляд на мир, переосмысляешь прожитую жизнь. Даже на природу смотришь и понимаешь – Кто-то же это создал! В моей жизни было много моментов, когда я мог расстаться с ней, но Кто-то же отводил от смерти. Моя мама очень сильно за меня молилась, когда я был в Афганистане. В критические моменты, несмотря на атеистическое образование, после «мама» я все-таки кричал: «Боже, спаси!»

Крестился я девять лет назад в домовом храме училища в один день со своими внучками. Нас крестил отец Михаил Васильев из Москвы, главный священник ВДВ на тот момент.

Для меня примером истинно верующего человека был владыка Прокл. Он верил в Бога, доказывая это делами своей жизни. Владыка мог справедливо поругать, мог по-человечески допустить ошибку, но он всегда был очень искренен.

– В чем уникальность Ульяновского суворовского училища?

– На территории Симбирского кадетского корпуса стоял знаменитый дом купца Мясникова, в котором принимали императрицу Екатерину II, когда она путешествовала по стране и проезжала через Симбирскую губернию. В этом же доме располагалась ставка генерал-адъютанта Панина во время разгрома Пугачевского бунта. Именно в этой ставке жил Александр Васильевич Суворов, в общей сложности не менее года. Больше ни в одном из существующих кадетских корпусов не ступала нога великого полководца!

Знамя Симбирского кадетского корпуса – единственное дореволюционное знамя кадетских корпусов, которое сохранилось до наших дней. Сейчас оно находится в Сан-Франциско. В нашем училище хранится его точная копия.

– Вы возглавляете училище почти двенадцать лет. Меняются ли дети?

– Меняется степень подготовленности к жизни, школьный уровень знаний. И это не только наши наблюдения. Несмотря на направленность системы образования на то, чтобы ребенок самообразовывался, этого не происходит. Умение виртуозно владеть гаджетами – вот зачастую плачевный итог такого самообразования.

За счет того, что дети не уходят домой после уроков, у нас есть возможность заниматься с ними дополнительно. У каждого есть ноутбук, но мы не просто вручаем его и позволяем делать все, что заблагорассудится, а учим работать четко определенное время в рамках решения конкретных задач.

Беседовала Ксения Манякова

Шкирков Владимир Федорович родился 22 июля 1955 года в селе Талое Ирбейского района Красноярского края. Окончил Новосибирское высшее Военно-политическое общевойсковое училище и Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Начальник высшей квалификационной категории. Кандидат педагогических наук. Участник боевых действий в Республике Афганистан. Награжден орденами Красного знамени, Красной звезды, «За храбрость» и Дружбы.

№ 4 (540) 24 февраля 2021 г.