Ко второй половине XVIII века Симбирское дворянство и земство удостоверились в необходимости создания военно-учебных заведений. В 1871 году Главное управление военно-учебных заведений приняло решение перевести Пермскую военную прогимназию в один из приволжских городов. Выбор пал на Симбирск. Так 8 сентября 1873 года в городе была открыта военная гимназия.
Поначалу она размещалась в бывшем доме Мариинской гимназии, затем в общежитии Симбирской гимназии, занимая весь верхний этаж. 1 августа 1875 года было утверждено постановление о постройке нового здания. В начале сентября этого же года в Симбирск прибыл военный министр граф Д.А. Милютин. Он посетил учебное заведение, осмотрел место в Троицком переулке (сейчас – Краснознаменный) рядом с кафедральным собором, отведенное под гимназию, и признал его удачным. 2 мая 1876 года здание по проекту инженер-капитана Залесского было торжественно заложено, а к концу сентября 1877 года, полностью отвечающее требованиям времени, готово принять воспитанников.
Кадетский корпус
В настоящее время здание является памятником архитектуры. В воспоминаниях симбирского кадета Г.Ишеевского в книге «Честь», изданной в Париже в 1956 году, подробно описывается как внешний вид гимназии, так и быт воспитанников:
«Трехэтажное красного кирпича здание корпуса северным и главным фасадом выходило на Комиссариатскую улицу. Западный фасад, составлявший спальни трех рот корпуса, примыкал к церковному двору Троицкого собора, южная часть, граничившая с Покровской улицей, представляла из себя сплошной, тоже красного кирпича, высокий забор; восточное крыло занимали квартира директора корпуса, лазарет и домовая церковь. Внутри этого четырехугольника, отрезанного от внешнего мира, помещался скромный внутренний плац, окаймленный с южной и западной стороны широкой аллеей смешанных деревьев: тополя, черемухи, ольхи и дуба.
На этом плацу производились строевые учения, уроки гимнастики и игры. Зимой половина плаца заливалась водой и превращались в каток. На второй половине плаца силами и трудами кадет строевой роты сооружалась ледяная гора с небольшим виражом, уносящим быстро скользящие санки и звонкие детские голоса в аллею тополей, примыкавшую к западной части. В глубине плаца, в западном его углу, было расположено кирпичное здание бани, рассчитанное на 40 человек, и электрическая станция.
Перед главным фасадом корпуса, если пересечь Комиссариатскую улицу, развернулся огромный передний плац, всегда находившийся под контрольным оком корпусного швейцара. Плац находился в черте города, хотя и был с трех сторон обнесен внушительным деревянным забором. Четвертая сторона, смотревшая на здание корпуса, представляла из себя живую изгородь. Кадетам разрешалось посещать передний плац или по запискам дежурных по роте офицеров, или всем классом под наблюдением воспитателя или преподавателя».
22 июля 1882 года все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, а 3 августа 1886 года утверждено новое положение. С этого времени они перестали быть всесословными: теперь учиться могли только дети офицеров, чиновников и дворян. Важно отметить, что Симбирский кадетский корпус считался одним из лучших в России. Проверявший его в 1891 году генерал Граве отмечал: «Я ничего подобного никогда не видал, это не казенное заведение, а большая семья».
В 1879 году был торжественно открыт и освящен домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца при кадетском корпусе. Нужно отметить, что помещение для церкви было построено заранее, но заказанный в Петербурге иконостас изготовили не сразу. По благословению епископа Симбирского и Сызранского Феоктиста (Попова), в домовом храме военной гимназии был установлен временный иконостас, принадлежавший Симбирскому ополчению 1854 года, хранившийся при Троицком кафедральном соборе.
Домовый храм
В конце 1879 года из Петербурга был доставлен новый иконостас, который обошелся почти в три тысячи рублей, выделенных для этого Военным министерством. Узнав об открытии храма, симбиряне с радостью жертвовали деньги и утварь. Пожертвованы были лампада для образа святителя Николая Чудотворца, завеса для царских врат, хрустальный крест на жертвенник и многое другое.
В числе святынь, хранившихся в дореволюционные годы в ризнице храма, – икона Спасителя, которой епископ Феоктист благословил воспитанников и директора военной гимназии при открытии церкви.
При храме существовало Никольское братство, которое оказывало материальную поддержку бедным воспитанникам гимназии. Долгое время настоятелем домового храма и законоучителем был протоиерей Елпидифор Успенский, который до этого был клириком кафедрального собора.
Воспитанию нравственного облика будущих военных придавалось огромное значение. Помимо педагогических приемов важную роль играла духовно-нравственная составляющая. В воскресные дни и в дни больших праздников воспитанников собирали на богослужении, часть из них пела на клиросе. После службы, когда предлагался чай, певцы отдельно награждались сладким блюдом.
Нельзя не отметить примеры мужественности и высоконравственности среди воспитанников кадетского корпуса. Кадет Георгий Шпицберг летом 1891 года спас утопающую женщину, за что был награжден серебряной медалью. Во время городского пожара в 1888 году кадеты, отпущенные в город, рискуя собственной жизнью, спасали горожан, вытаскивали имущество из сгоревших домов. Во время голода 1891 года воспитанники кадетского корпуса взяли под покровительство учеников сельских школ, которым оказывали материальную помощь. В 1905-1906-х годах, когда вся страна сотрясалась от многочисленных восстаний и митингов, Симбирск не был исключением. Бунтовали все: начиная от гимназистов и заканчивая воспитанницами женского епархиального училища. Только кадеты сохраняли верность присяге и не участвовали в антигосударственных мероприятиях.
Подготовила
Ксения Висарова
№ 4 (540) 24 февраля 2021 г.
Спасенное знамя
«Симбирский кадетский корпус родился 15 августа 1882 года и окончил свой жизненный путь осенью 1918 года прожив на свете короткую, но яркую 36-летнюю жизнь. Из его стен ежегодно вылетали на путь жизни, как птенцы из родного гнезда, воспитанники чести, украшая родословное дерево корпуса свежими листьями, давая ему жизненные соки, укрепляя его молодые корни. Росло, крепло дерево, протянуло свои ветви по просторам Родины и 8 сентября, в день корпусного праздника, цвело прекрасными синими цветами — цветами чести. Не сломили его ни ветры, ни ураганы… Падали лишь редкие, отжившие свою жизнь листья, уступая место новым, сильным, молодым…»
В 1903 году Симбирскому кадетскому корпусу от имени императора Николая II было пожаловано знамя, на котором изображена икона Спаса Нерукотворного. Хранилось оно у алтаря корпусной церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Во время Первой мировой войны сюда же было привезено и знамя Полоцкого кадетского корпуса (ныне – республика Беларусь) – шелковое полотнище с вензелем Николая I в центре лаврового венка на фоне зеленого Андреевского креста.
В 1918 году решением Советской власти все домовые церкви Симбирска были закрыты. Но кадеты сразу приняли решение: «Знамен мы не сдадим!» Они разработали план по их спасению и передаче за стены кадетского корпуса. Всего в его исполнении участвовало около 30 человек.
Когда большевики заметили исчезновение знамен, начали проводить обыск. Несколько офицеров из корпуса были арестованы и обвинены в краже. Кадеты, узнав об этом, придумали фальшивую версию, объяснявшую потерю знамен. Их взяли под стражу вместо офицеров. На заседании ревтрибунала никто не произнес имени той, кому на самом деле были отданы знамена, – Евгении Викторовны Овтрахт, матери одного из кадетов. Воспитанники были амнистированы.
Евгения Викторовна доставила их в Белую Армию генерала Врангеля. В настоящее время знамя Симбирского кадетского корпуса хранится в кафедральном соборе иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско, где почитается как святыня. Полоцкое знамя попало в США и хранилось в Синодальном Знаменском соборе Зарубежной Церкви в Нью-Йорке.
Евгения Викторовна за спасение знамен Приказом № 66 от 29 июня 1919 года за подписью генерал-лейтенанта барона Врангеля была награждена Георгиевской медалью IV степени. В Симбирск она уже не вернулась, стала сестрой милосердия и вместе с частями Белой армии покинула Россию навсегда. В 1935 году приняла монашество с именем Эмилия и стала настоятельницей монастыря в Мюнхене. Последние дни жизни провела в Ново-Дивеевском монастыре США, где и похоронена на монастырском кладбище.
Ольга Новосад
№ 4 (540) 24 февраля 2021 г.