Епархиальное собрание Симбирской епархии состоялось 26 февраля 2021 года в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. На собрании выступил с докладом правящий архиерей епархии Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Публикуется в сокращении.
Дорогие отцы и братия!
На Епархиальном собрании мы традиционно подводим итоги ушедшего года и определяем планы на будущее. В начале своего доклада я приведу статистику по Симбирской епархии.
В настоящее время в Симбирской епархии — 119 приходов, в том числе 5 архиерейских и 1 монастырское подворье.
Действуют 2 женских монастыря. Из общего числа приходов юридическую регистрацию имеют 92 прихода, в т.ч. монастыри.
Незарегистрированных приходов – 29, из них 3 больничных, 3 при учебных заведениях, 3 тюремных (+ 1 в стадии строительства).
Из общего числа приходов: военных – 2; больничных – 7 (4 зарегистрированных и 3 незарегистрированных); тюремных – 3 (незарегистрированных). Кроме того, на территории епархии 23 часовни и 3 молельные комнаты.
До 25 августа 2020 г. правящим Архиереем Симбирской епархии являлся Митрополит Иосиф (Балабанов). В 2020 г. в пределах Симбирской епархии им совершено 257 богослужений, в том числе 126 Литургий.
Новый Управляющий епархией прибыл на кафедру 3 сентября 2020 г. Мною совершено 88 богослужений, в том числе 45 Литургий.
В 2020 году мною совершено 5 поездок за пределы Симбирской епархии, в том числе 4 посещений епархий Симбирской митрополии: Мелекесской и Чердаклинской – 1; Барышской и Инзенской – 3.
Совершен чин Великого освящения 2 храмов:
– в честь Новомучеников и исповедников земли Симбирской Спасского женского монастыря Ульяновска, 6 сентября;
– домового храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской при Архиерейском доме, 18 ноября.
В Симбирской епархии совершают свое служение 131 священнослужителей, из них 116 священников и 15 диаконов.
В 2020 году совершены 1 диаконская и 1 иерейская хиротонии.
Распоряжением №32 от 5 ноября 2020 года при Епархиальном совете Симбирской епархии была сформирована Ставленническая комиссия, задачей которой является аттестация кандидатов на рукоположение в священный сан; председатель – архимандрит ЕВФИМИЙ (Митрюков).
Протоиерей Алексий КОРМИШИН освобожден от обязанностей руководителя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Симбирской епархии, согласно поданному прошению; на эту должность назначен протоиерей Сергий ЕФРЕМОВ (Указ №131 от 03.12.2020 г.).
В истекшем 2020 году имело место запрещение в священнослужении:
– Иерей Владимир РУССКОВ – был запрещен в священнослужении за уклонение в раскол (Указ № У-11 от 09.03.2020 г.);
– Иеромонах ИОАНН (Шарапов) – был запрещен в священнослужении сроком на 5 лет за самовольное оставление церковного служения (Указ № У-13 от 13.03.2020 г.);
– Диакон Даниил ТРОФИМОВ – был запрещен в священнослужении сроком на 5 лет за самовольное оставление церковного служения (Указ № У-24 от 17.03.2020 г.)
Перешли в другие епархии Русской Православной Церкви, 2 священнослужителя:
– иеромонах ТИХОН (Тихомиров) – в Улан-Удэнскую епархию Русской Православной Церкви (Отпускная грамота №01 от 25.08.2020 г.);
– иеродиакон ВАСИЛИЙ (Водолазкин) – в Улан-Удэнскую епархию Русской Православной Церкви (Отпускная грамота № 02 от 25.08.2020 г.).
Почислен за штат, согласно поданному прошению, с правом перехода в другую епархию, 1 священнослужитель:
– протоиерей Виталий КЛИКИНОВ – почислен за штат Симбирской епархии с правом перехода в другую епархию Русской Православной Церкви (Указ №108 от 20.10.2020 г.).
Почислен за штат, согласно поданному прошению, по состоянию здоровья, протоиерей Владимир ДМИТРИЕВ (Указ № У-06 от 17.02.2020 г.).
В соответствии с решением Церковного суда Симбирской епархии, утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ 12 марта 2020 года, извергнут из священного сана священник Константин Пашин (Указ № У-22 от 16.03.2020 г.), ранее запрещенный в священнослужении за допущенные церковные правонарушения (согласно 25 правила Святых Апостолов, 100 правила VI Вселенского Собора, 32 и 51 св. Василия Великого).
В 2020 году отошли ко Господу:
– заштатный клирик Симбирской епархии иеросхимонах ХРИСТОФОР (Губарев) (19 марта);
– клирик Симбирской епархии протоиерей Григорий КАТРУК (06 ноября);
– клирик Симбирской епархии протоиерей Михаил МИХАЛЬ (19 ноября);
– клирик Симбирской епархии протоиерей Михаил КАЧАЛОВ (22 ноября).
Пропоем им «Вечную память»!
В Симбирской епархии настоящее время насчитывается 7 благочиний. В 2020 году были образованы новые благочиннические округа (Указы № 89 от 22.09.2020 г. и №112 от 06.11.2020 г.).
Таким образом, с 6 ноября 2020 года в Симбирской и Новоспасской епархии действуют следующие благочиннические округа:
– 1-е Симбирское городское благочиние в границах Ленинского и Заволжского районов г. Ульяновска, благочинный протоиерей Николай КОСЫХ;
– 2-е Симбирское городское благочиние в границах Засвияжского и Железнодорожного районов г. Ульяновска, благочинный протоиерей Роман КАРПОВ;
– Новоульяновское благочиние в границах Ульяновского района Ульяновской области, благочинный иерей Николай ГЕНСИЦКИЙ;
– Цильнинское благочиние в границах Цильнинского района Ульяновской области, благочинный иерей Владимир МАНЯКОВ;
– Вешкаймское благочиние в границах Вешкаймского и Майнского районов Ульяновской области, благочинный протоиерей Анатолий КАПРАНОВ;
– Карсунское благочиние в границах Карсунского и Сурского районов Ульяновской области, благочинный протоиерей Геннадий БОБРОВ;
– Новоспасское благочиние в границах Новоспасского и Кузоватовского районов Ульяновской области, иеромонах ПЕТР (Иванов).
Благочинный монастырей Симбирской епархии — председатель епархиального отдела по монастырям и монашеству игумен АЛИПИЙ (Кудрин).
В Симбирской епархии действуют:
— 2 женских монастыря:
– Спасский женский монастырь г. Ульяновска;
– Михаило-Архангельский женский монастырь с. Комаровка Ульяновского района Ульяновской области;
— 1 монастырское подворье:
– Свято-Владимирское подворье в г. Ульяновске Михаило-Архангельского женского монастыря с. Комаровка;
— Монашеская община при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Ляховка. Готовится ее преобразование в женский монастырь.
Из общего числа священнослужителей монашествующих — 18 человек, в том числе: архимандритов — 1, игуменов — 4; иеромонахов — 12; иеродиаконов — 1.
Насельниц женских монастырей — 56, в том числе: 4 схимонахини, 23 мантийных монахинь, 13 рясофорных, 16 послушниц.
Особенности и опыт 2020 года
2020 год был непростым для всех нас, для России и мира. Мы столкнулись с новыми для нас трудностями, связанными с распространением «вредоносного поветрия». Период всеобщего карантина и прочие противоэпидемические меры наложили свои ограничения на все стороны нашей жизни и в значительной мере повлияли на жизнь Церкви.
Напомню о тех выводах, которыми поделился с духовенством Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы 24 декабря 2020 года. Ограничительные меры, введенные властями весной и летом этого года, имели долговременные и негативные последствия: «В первую очередь я имею в виду совершающееся буквально у нас на глазах стремительное разобщение людей,— отмечает Его Святейшество. — Снижение количества прихожан в храмах стало одним из видимых свидетельств такого разобщения. Будем, владыки и отцы, призывать людей дорожить единством во Христе и личным общением, которое проистекает из евангельского представления о таком единстве… Нам надлежит помнить и возвещать людям истину о подлинном достоинстве человека как образа Божия, напоминать им о Небесном Отечестве, учить людей дорожить свободой во Христе и — самое главное — учить их дорожить друг другом, хранить богозаповеданную деятельную любовь в церковных общинах, в семьях, среди коллег и друзей, участвовать в попечении о тех, кто нуждается в нашем внимании и заботе».
«Коронавирус и все, что с ним связано — это эпизод на историческом пути Церкви, и нам, ее служителям, надлежит сохранять осторожность и взвешенность суждений»,— призывает Святейший Патриарх. Глава Церкви подчеркивает: он глубоко убежден, что впредь, как подчеркнул в своем послании Священный Синод, «незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством нашей страны свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах».
***
Для меня нынешнее Епархиальное собрание первое с момента моего вступления на Симбирскую кафедру. С момента прибытия я активно знакомился с жизнью епархии, совершал поездки по приходам и благочиниям, совершал богослужения, общался с духовенством, верующим народом, а также представителями властных структур. Ряд своих выводов и предложений я уже высказал на собраниях благочиний.
И в первую очередь я хотел бы поблагодарить все духовенство епархии за ваше служение, за добросовестное исполнение своих обязанностей. Я знаю, что совершать это служение приходится в непростых условиях, особенно за пределами города. В сельской местности один священник окормляет, как правило, по нескольку приходов, иногда до пяти. Но в то же время хотел бы поговорить и о некоторых проблемах, которые, на мой взгляд, необходимо решить для того, чтобы наше служение Богу и Церкви было ответственным и успешным.
Об обязанностях благочинных
Прежде всего, еще раз напомню об обязанностях благочинных округов и настоятелей храмов.
К сожалению, я увидел, что во многом благочинные исполняют свои обязанности формально. Вообще, эти обязанности подробно расписаны в Уставе Русской Православной Церкви. И я хотел бы еще раз призвать отцов благочинных внимательно перечитать этот документ (глава 16. Епархии; пункт 6. Благочиния).
Благочинный — это не просто священник, который служит в самом крупном, многолюдном и материально состоятельном приходе того или иного района. Главной обязанностью благочинных является помощь Архиерею в управлении епархией. В практике других славянских Православных Церквей, в частности, в Болгарии, Сербии, Греции, тот, кого мы называем благочинным, называется архиерейским наместником. Все распоряжения и указы правящего Архиерея, решения Епархиального совета должны проводиться в жизнь на местах действиями благочинных.
Если мы обратимся к смыслу нашего, отечественного, наименования этой должности, то увидим, что оно сообразуется со словами апостола: все у вас должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). То есть благочинный — это человек, который наблюдает за тем, чтобы все стороны церковной жизни во вверенном ему округе строились так, как говорит апостол.
Отцы благочинные полностью несут ответственность за происходящее в округе: за то, как совершается богослужение, за порядок и благолепие в храмах, за строительство и ремонт церковных зданий. Они отвечают также за предварительное расследование церковных правонарушений в благочинии и их устранение. Не реже одного раза в год, а при необходимости и чаще, благочинные должны посещать все расположенные на территории их округа приходы с целью более близкого ознакомления с их жизнью. Еще одна обязанность благочинного ― забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений.
К сожалению, когда я приезжал в районы и высказывал некоторым отцам благочинным недоумение по поводу каких-то ситуаций в храмах, спрашивал их: «А почему Вы не навели порядок?», — в ответ часто слышал: «А что я? Кто я такой, что буду в это дело вмешиваться?». Это неправильно. Как раз вмешиваться, когда видишь какие-то недостатки в храмах округа — это даже не привилегия, это обязанность благочинного.
Кроме того, у него должны сложиться добрые, доверительные отношения со священниками его благочиния. Он должен знать, как они живут, в чем испытывают нужду. Хорошо, когда он может дать совет, помочь в разрешении тех или иных недоумений и конфликтов.
Я желал бы видеть в благочинных своих самых непосредственных, ближайших сотрудников и помощников, людей, не только готовых исполнить поручения Архиерея, но и способных предлагать свои советы и рекомендации по улучшению ситуации в округе. Именно через систему благочинных в первую очередь должны реализоваться все решения руководства епархии, они сами должны доводить всю информацию до настоятелей и, в свою очередь, собирать информацию о приходах, когда им это поручено. Пока, к сожалению, бывает так: если Патриархия или епархия запрашивают какие-то сведения, благочинные сами этим не занимаются, в лучшем случае, передают поручение «вниз», отцам настоятелям — и там оно как бы растворяется. Эту практику надо менять.
Еще раз хочу попросить, чтобы работа благочиний была приведена в соответствие с Уставом Русской Православной Церкви и благочинные держали постоянную связь с Епархиальным управлением.
За последние месяцы были изменены границы округов, созданы новые. Так, было образовано два Симбирских благочиния вместо одного городского и был образован Цильнинский округ.
Я рекомендовал бы отцам благочинным регулярно собирать духовенство для совместного служения и проводить после этого собрание благочиния, обсуждать насущные проблемы своего округа.
Об обязанностях настоятелей
Напомню также об обязанностях настоятелей храмов.
К сожалению, в епархии совершенно неудовлетворительно обстоит дело с оформлением земельных участков и храмов, а также вспомогательных зданий и сооружений. По какой-то причине эта работа практически не велась. Только что мы закончили оформление Епархиального управления, земли, которая принадлежит кафедральному собору. Находится в производстве большое количество дел по надлежащему оформлению собственности, которая принадлежит приходам и епархии. Больше половины, примерно две трети объектов остаются неоформленными.
Практически все новые храмы строились без утвержденных проектов и архитектурного надзора. Результаты — на виду, и они плачевны. Достаточно посмотреть на храм в Новоульяновске, который с точки зрения архитектуры представляет собой совершенно непонятное явление. Но самое главное и неприятное — везде при строительстве были допущены грубейшие нарушения строительных норм и технологических нормативов. По этой причине мы видим текущие крыши, отсутствие тепло- и гидроизоляции, грибок, копоть, которая покрывает стены храма буквально за полтора-два года. Тот же храм в Новоульяновске внутри больше напоминает кузницу, чем храм, настолько он черный внутри.
Для того, чтобы радикально изменить ситуацию к лучшему, есть два варианта. Первый, радикальный, — сломать и построить заново. Второй, очень дорогой и сложный, — как-то попытаться исправить то, что в большинстве случаев исправить уже нельзя.
Как вы знаете, я объехал все приходы, которые есть в епархии. Большинство сельских храмов, пусть даже находящихся в приспособленных зданиях, производят не лучшее впечатление. Конечно, села опустели, это реальность наших дней. В селе трудно восстановить, к примеру, дореволюционный трехпрестольный храм, который больше похож на городской кафедральный собор. Сегодня, даже если получится его отреставрировать, его нельзя ни наполнить, ни обогреть, да и людей не наберется, чтобы в него ходить. Поэтому приспособленные под храм здания — это распространенная и вполне оправданная практика.
В Ульяновской епархии большинство сельских храмов — это здания, переоборудованные или из жилого дома, или из магазина, аптеки, каких-то бывших колхозных помещений. К сожалению, плохо то, что во многих из них ничего не сделано с конца девяностых – начала двухтысячных годов, когда они были переданы под храм и кое-как, наспех отремонтированы. Весь этот оргалит, доски, прочие подручные средства того времени уже пришли в негодность: потолки провисли, полы скрипят и проваливаются, штукатурка облупилась. Такое впечатление, что за эти двадцать – двадцать пять лет никому из настоятелей не пришло в голову, что храм нужно постоянно поддерживать, ремонтировать, что пришло время заменить этот оргалит на более современные, долговечные, эстетически привлекательные материалы. Это вовсе не так дорого, ведь размеры этих храмов невелики.
И, конечно, охватывает боль, когда смотришь на многие из наших городских храмов, которые по сути представляют собой времянки, построенные десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Они задумывались как временное помещение для совершения богослужения, пока рядом возводится новый большой храм. К сожалению, в большинстве случаев строительство так и не началось, и эти временные помещения стоят уже много лет, оправдывая поговорку: «Нет ничего более постоянного, чем временное»…
Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему так произошло. Думаю, присутствующие это понимают лучше меня. Однако такая ситуация — совершенно недолжная для такого большого города, как Ульяновск.
У разных приходов — разные материальные возможности, однако порядок и чистота должны быть в любом храме. Для этого нужны в первую очередь не деньги, а элементарное усердие, любовь к дому Божию, страх Божий.
Нужно держать в памяти несколько первостепенных требований к настоятелю как хозяйственнику и администратору.
Во-первых, ему необходимо знать, все ли документы на приход оформлены верно. Если он не может в этом разобраться сам, то в епархии создана юридическая служба, в которую можно обратиться за необходимой консультацией.
Во-вторых, нужно хозяйским взглядом смотреть на храм, как на свой дом, чтобы видеть, что необходимо в нем подремонтировать, какую икону отреставрировать, какую утварь заменить на новую. И здесь так же необходимо, если нет нужных навыков, советоваться с людьми более опытными. Любые более или менее масштабные работы по храму обязательно должны согласовываться с благочинным, Архиереем и созданным в епархии архитектурно-реставрационным отделом.
Настоятель должен относиться к храму и всему, что в нем есть, как к церковному достоянию, проявлять бережное отношение к культурным и материальным ценностям, а тем паче к святыням, которые в храме находятся.
В епархии сохранилось немалое количество неплохих дореволюционных икон. Здесь нет каких-то выдающихся памятников древнерусской живописи XV – XVIII веков, но есть очень хорошие, добротные иконы XIX – начала XX веков. Они сохранились не только в городских храмах, но и на сельских приходах. К сожалению, большинство из них находится или в тяжелом состоянии, осыпаются, или же отреставрированы совершенно чудовищным, варварским образом. Настолько варварским, что, боюсь, некоторые из них уже погублены и не могут быть восстановлены. Они хранятся неправильно, стоят на подоконниках, батареях — и я говорил это отцам-настоятелям в тех храмах, которые посещал.
Это большая проблема, её нужно решать и прилагать к этому усилия всей епархии. Я знаю, что некоторые попытки моих предшественников-архиереев отреставрировать что-то из этих икон вызывали заполошные крики: «Караул, архиерей грабит храмы, забирает иконы». Крики эти выплескивались в интернет и СМИ… Но восстанавливать наиболее ценные иконы необходимо. Это наше наследие, мы будем отвечать за него перед Богом и людьми. Эти иконы сохранились несмотря на лихолетье ХХ столетия, и будет жалко, если из-за нашего нерадения они погибнут окончательно.
Призываю не только благочинных, но и настоятелей усилить взаимодействие с епархией. Я прошу духовенство время от времени приходить ко мне, рассказывать мне о ситуации в храме. Я буду стараться помогать, чем смогу, и это касается как административно-хозяйственной, так и приходской жизни.
У нас сейчас создан архитектурно-реставрационный отдел, который будет консультировать настоятелей и руководить ремонтными, строительными и восстановительными работами. Я очень прошу настоятелей не предпринимать каких-то действий в этой сфере, не получив консультации у Архиерея и руководителя отдела. На эту должность назначен Алексей Анатольевич Клыков. Надеюсь, что работа отдела будет в помощь для всех настоятелей.
Напомню также, что весь последний год живем в ситуации эпидемии, и на приходах принимаются определенные санитарные меры. И хотя сейчас наблюдается снижение заболеваемости, нам пока еще рано расслабляться. Необходимо по-прежнему соблюдать правила, изложенные в инструкции в связи с распространением коронавирусной инфекции, утвержденной Священным Синодом: регулярно проводить дезинфекцию помещений, обрабатывать санитайзером руки, убеждать прихожан носить маски, особенно при большом скоплении людей на праздники.
О совершении богослужения
Еще одна важная тема — это совершение богослужения на приходах епархии, его регулярность.
Ситуация, когда Божественная литургия служится в городском храме один раз в неделю, в воскресенье, совершенно недопустима. В городских храмах нужно служить регулярно, в многоклирных — ежедневно или в режиме, близком к этому. Божественной литургии должен предшествовать не акафист (на неделе), а соответствующее богослужение суточного круга накануне, то есть вечерня с утреней или всенощное бдение.
Когда я приехал, я столкнулся с тем, что в качестве будничного богослужения в расписании стоят в основном акафисты. То есть в течение недели в городском храме читается два-три акафиста и служится одна Литургия. Но акафист — это поэтическое произведение, предназначенное, за единичным исключением, для домашней молитвы. Акафист может читаться и в храме, но он не может заменить собой ни богослужение суточного круга, ни Божественную литургию. Поэтому я не требую отменить акафисты, но я хотел бы, чтобы все поняли: когда мы говорим о богослужениях в храме, это именно службы суточного богослужебного круга, завершением и вершиной которых является Божественная литургия.
Мне приходится говорить о прописных, в сущности, вещах, но между тем не акафисты, не требы и не что-то иное, а прежде всего богослужение должно являться центром жизни каждого пастыря.
Если богослужение совершается истово, благоговейно, осмысленно, с соблюдением богослужебного устава, оно очень многое дает человеку — наполняет его жизнь, делает ее жизнью в Боге. Это касается как духовенства, так и прихожан. Все мы хотим, чтобы как можно больше людей приходило в церковь. Но зачем человеку ходить в храм, если он не понимает, что там происходит, если участие в литургической жизни не стало потребностью его души? Некоторые батюшки думают, что в том, что люди не ходят в церковь, виноваты «внешние» причины: церковнославянский язык, длинные службы, отсутствие скамеек, и так далее. Порой приходится даже слышать от священников: зачем-де народ мучить долгой службой?…
Однако опыт показывает иное. Больше всего людей собирается в храмах, где богослужение совершается неторопливо, тщательно, осмысленно, когда прихожанам понятно, что читают и поют на службе. Богослужение должно стать потребностью души человека для того, чтобы он вновь и вновь, из воскресенья в воскресенье, из праздника в праздник оставлял свои домашние дела, преодолевал усталость после рабочей недели и шел в церковь. Его должно тянуть в храм, он должен чувствовать, что здесь — пища, которой насыщается его душа. А если этого нет, то зачем ходить?…
Я глубоко убежден в том, что, прежде всего, вокруг правильного и хорошо организованного богослужения формируется крепкий приход. Слова Христа о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), я всегда прилагал к богослужению, воспринимая его как попытку воссоздания Царствия Божия не только внутри одного человека, но и той общности людей, которая составляет собой Церковь. Правильно устроенное богослужение на приходе — это когда прихожане становятся не просто «зрителями» и «слушателями», но и участниками службы. Далеко не все могут петь на клиросе, но практически все могут читать. Если учить этому людей, по возможности привлекать их к участию в богослужении, то они очень скоро начинают понимать его, и оно становится для прихожан потребностью души.
И особенно это важно для молодых людей. Нужно привлекать их к помощи в алтаре, к чтению в храме. Если человек таким образом узнал и полюбил Церковь, можно посоветовать ему получить духовное образование. В Ульяновске действует отделение теологии в Ульяновском педагогическом университете. Мы стараемся участвовать в его работе, несколько священников ведут преподавание разных дисциплин. Хотелось бы, чтобы на этом отделении могло получать полноценное духовное образование духовенство епархии и молодые люди, которые желают послужить Богу и людям в священном сане.
Служение на приписных приходах
Как я уже сказал, многие наши батюшки являются настоятелями двух, трех, четырех, а некоторые — даже пяти приходов. В Саратовской епархии мы поступали так. Для того, чтобы как можно больше сельских жителей могли принять участие в богослужении на праздники и в постовые дни, мы отправляли часть духовенства городских храмов на сельские, так называемые приписные, приходы. Но в Ульяновске городского духовенства немного, поэтому, боюсь, что пока эта практика у нас неприменима.
Настоятелю нескольких сельских приходов можно посоветовать в дни важнейших служб поступать следующим образом. Скажем, в Прощеное воскресение по уставу вечерня с чином прощения служится вечером воскресного дня. И я бы рекомендовал батюшкам, у которых несколько приходов, поступить следующим образом: на одном приходе совершить Литургию и чин прощения, на втором приходе — вечерню с чином прощения. Если есть усердие и возможность собрать людей, то можно послужить и в третьем храме: скажем, в одном храме совершить вечерню в три часа дня, а в другом — в пять-шесть часов вечера. Конечно, в первый раз могут быть затруднения с тем, чтобы собрать народ. Но если заранее предупредить прихожан и объяснить им важность этой службы, люди соберутся. Если делать так достаточно регулярно, из года в год, то люди привыкнут.
То же самое касается Пасхи. Батюшки, имеющие несколько приходов, на своем основном приходе могут послужить Пасхальную заутреню и литургию в обычное время, ночью, а утром или днем на других приходах можно отслужить обедницу с Крестным ходом. Вообще, я хотел бы рекомендовать ввести в практику совершение таких обедниц. Этот чин сложился в общине известного старца, служившего в 1970-е – 80-е годы, — архимандрита Серафима (Тяпочкина).
Хотел бы всем напомнить также о важности совершения уставных богослужений первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы. На городских приходах и в больших храмах райцентров, конечно, эти службы необходимо совершать полностью. Причем, служить по Уставу, по тем книгам, которые издаются Московской Патриархией.
Завершу эту тему также словами Святейшего Патриарха на Епархиальном собрании духовенства Москвы: «Все эти обстоятельства <2020 года> должны напомнить нам как совершителям богослужения о необходимости внимательного, вдумчивого и благоговейного отношения к этому главному делу нашей жизни — к совершению богослужений…. Нам по-прежнему надлежит делать все для того, чтобы каждый человек, вошедший под священные сени дома Господня, имел возможность пережить службу Божию как глубоко личное событие, назидающее, возвышающее душу, ободряющее и укрепляющее перед лицом жизненных тягот».
Об исполнительской дисциплине духовенства
Затрону несколько дисциплинарных вопросов.
Необходимо навести порядок в оформлении отпусков духовенства, и особенно при замещении священника на одноклирном приходе. Это неправильно, когда храм просто закрывается на ключ, или когда батюшка сам договаривается со своим приятелем-священником его заменить.
Эта замена должна совершаться через благочинного. Священник, которого ставят на время отпуска настоятеля в тот или иной храм, — это не просто человек, который отслужил поскору и убежал. Это человек, который во всем замещает настоятеля на это время, берет на себя ответственность за богослужение, за порядок в храме и за всё, что в нем происходит.
Необходимо заранее на каждом приходе и в каждом благочинии составлять графики отпусков. Преимущественное право на отпуск летом имеют семьи с детьми школьного возраста. При составлении графиков благочинным необходимо сразу продумать замены, иначе возникнет ситуация, когда замещать ушедших в отпуск будет некому. Отцы благочинные тех округов, где духовенства мало, могут обратиться за помощью в городские благочиния.
Хотел бы также отметить необходимость для каждого священнослужителя быть доступными по телефону для секретаря и сотрудников епархии. Очень часто наши батюшки на звонки просто не отвечают, до них сложно дозвониться. Каждый из вас может взять номер моего телефона у секретаря и в случае необходимости звонить мне.
Еще одно мое пожелание касается внешнего вида духовенства. Я хотел бы попросить всех вас в храм приходить или приезжать (тем более, основное количество батюшек приезжает на машине) в подряснике. Нехорошо, когда священник приходит в храм в светской одежде, заходит в алтарь и начинает переодеваться. Подрясник у него висит на гвоздике в алтаре, и он его там надевает, как спецодежду. Это неблагоговейно и не соответствует ни правилам, ни канонам Церкви. Я не требую от вас ходить в духовном платье на улице постоянно, хотя сам всегда так делал, и так делают люди, которые считаются с моим мнением. Я не хочу никого заставлять, но высказываю такое пожелание: minimum minimorum, который я прошу всех соблюдать — это находиться на территории храма в духовной одежде.
В Ульяновской области сложились очень хорошие отношения между Церковью и разного рода властными и общественными структурами. Духовенство часто приглашают на какие-то мероприятия. Но об этом нужно проинформировать епархию. Надо просить, чтобы приглашение это было письменное, а после того, как посещение состоялось, священнику нужно отчитаться об участии в том или ином мероприятии кратким рапортом.
Совершенно недопустимы ситуации, когда кто-то из священнослужителей на мероприятии приветствует собравшихся от имени правящего Архиерея, в то время как Архиерей не подозревает об этом. Такое впредь недопустимо.
То же самое — если священника просят дать комментарий или интервью тому или иному изданию. Следует вначале обязательно поставить об этом в известность пресс-службу епархии.
Об обязанностях руководителей епархиальных отделов
В Симбирской епархии сформирован ряд епархиальных отделов, и я хочу поблагодарить руководителей отделов за их труды. Однако не все из них являются отделами в полном смысле этого слова. Сами священники, назначенные руководителями отделов, несут свое служение ответственно. Но задача руководителя — объединить тех, кто занимается в епархии тем или иным направлением, координировать их работу, четко определить полномочия сотрудников, планы и задачи на предстоящий период.
Пока наиболее активным и успешным епархиальным отделом (по своей структуре, задачам, объему деятельности) я могу назвать отдел религиозного образования и катехизации, который возглавляет священник Даниил Гасников. Я благодарю отца Даниила за труды, в частности, за хорошую организацию прошедших в декабре Рождественских образовательных чтений.
Отмечу активную работу молодежного отдела (руководитель — Сергей Николаев), отдела по связям с учреждениями здравоохранения (иерей Димитрий Субботин).
Для любой епархии крайне важна слаженная работа отдела по социальному служению. До недавних пор его возглавлял протоиерей Алексий Кормишин, но по сути, единого епархиального отдела не было — была активная, добрая приходская деятельность Арских храмов. Сейчас руководство отделом поручено протоиерею Сергию Ефремову. И я прошу его обратить внимание на те инициативы по социальному служению, которые уже существуют на приходах, объединить усилия и вывести их на новый уровень.
О работе воскресных школ
В этом году из-за карантинных ограничений у нас была затруднена деятельность воскресных школ. Слава Богу, эпидемия отступает, и ограничения ослабляются. Нужно постараться сохранить и постепенно возобновить деятельность воскресных школ на приходах.
Вообще, воскресные школы это, без преувеличения, — наше будущее. Только воспитывая в вере детей и подростков, помогая им освоиться и оставаться в церковной ограде, мы можем надеяться на то, что и в будущем наши храмы не опустеют.
Перед воскресной школой должна стоять задача воцерковления детей, обучения их церковно-славянскому языку. Надо стараться научить детей понимать и любить богослужение.
С одной стороны, занятия в воскресной школе не должны превращаться в подобие внеклассной деятельности общеразвивающего характера, в кружки по интересам. С другой — надо осознавать, что дети в школе очень загружены, и не перегружать занятия теоретическими дисциплинами. Необходим разумный компромисс. И главное — в деятельности школы обязательно должен принимать участие священник. Дети должны иметь возможность общения с настоятелем и другими священниками храма, если они есть.
Как правило, мы привлекаем к работе в воскресных школах профессиональных учителей и других активных прихожан. Но настоятелю надо помнить, что работа воскресной школы должна быть систематической, что ее преподаватели несут определенные нагрузки и им надо платить зарплату, хотя бы небольшую, по возможностям прихода, поддерживать их другими возможным способами. К сожалению, не все настоятели это понимают.
Об участии духовенства в родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ
Уже несколько лет в четвертых классах общеобразовательных учреждений нашей страны ведется преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Предполагается, что дети будут изучать тот модуль, который выберут их родители. Однако на самом деле ситуация с преподаванием этого предмета очень сложная, и требует особого внимания духовенства, прежде всего, отцов благочинных.
По мысли разработчиков, если родители школьников выбирают разные модули, класс делится на группы. Каждый модуль должен вести квалифицированный преподаватель, каждую группу администрация школы должна обеспечить учебно-методическими материалами. На практике, по всей стране, получается так, что родителей уговаривают выбирать «Основы светской этики». Многие родители не понимают, что это такое, и думают, что детей будут учить в школе основам этикета и хорошим манерам. На самом деле, этот курс бесполезен, десяти-одиннадцатилетним детям дается набор непонятных абстрактных понятий, навязывается не просто атеистическая, но и полуязыческая картина мира.
В Ульяновской области у епархии сложились добрые отношения с правительством области и министерством просвещения и воспитания. Наша задача, отцы и братия, — присутствовать на родительских собраниях, объяснять родителям и учителям, что представляют собой предметы в рамках этого курса, убеждать, что оптимальным для большинства является выбор «Основ православной культуры».
Спасским монастырем и Арскими храмами издаются методические пособия по предметам духовно-нравственного характера. Мы будем стараться поддерживать педагогов, стремящимся передать детям культуру родного Отечества.
О необходимости проведения огласительных бесед
Мне хотелось бы также напомнить вам, дорогие отцы и братия, о необходимости ведения на приходах огласительных бесед с теми, кто желает принять таинства Крещения и венчания.
Еще в 2011 году Священным Синодом Русской Православной Церкви был принят общецерковный документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».
Согласно этому документу: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве»
Документ устанавливает как минимальное требование необходимость «провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни».
«При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»,— говорится в этом документе.
Он определяет также, что на приходском уровне ответственным за эту работу является настоятель и приходской катехизатор, на уровне округа — благочинный и ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Предполагается, что эти сотрудники являются штатными на большинстве крупных приходов.
В Симбирской епархии, насколько я понимаю, должности штатных катехизаторов отсутствуют, за редким исключением, беседы с желающими креститься проводятся в день таинства, а беседы с людьми, желающими вступить в брак, никогда не проводились.
Прошу настоятелей храмов приступить к исполнению указаний священноначалия.
О работе юридической службы
В Симбирской епархии по моему благословению была создана юридическая служба.
К сожалению, в епархии и на приходах накопилось немало проблем: как я уже сказал, работа по оформлению права собственности или пользования объектов недвижимости фактически отсутствовала, делопроизводство и учет кадров на приходах по сути не ведется. Эти пробелы предстоит исправлять отцам настоятелям в сотрудничестве с юрисконсультом епархии.
Благодаря действиям службы в 2020 году было зарегистрировано право собственности Симбирской епархии и ее канонических подразделений на 11 объектов недвижимости (за 4 месяца), из них 3 переданы в безвозмездное пользование.
В настоящее время остаются неоформленными более половины объектов недвижимости (здания храмов, земельные участки, вспомогательные строения и др.): из 154 объектов недвижимости не оформлены 120 объектов.
Совершенно недопустимы ситуации, когда храмы и земельные участки под ними находятся в собственности частных лиц. А таких храмов у нас много.
Напомню то, о чем я говорил на собраниях благочиний: провести оформление всех необходимых документов на приходах необходимо всем. Мне говорят, что такое оформление стоит денег. Но надо просто помнить такую вещь: если бы оформление произошло раньше, это стоило бы гораздо дешевле. Если документы не оформить в настоящее время, стоимость юридических услуг и размер пошлин возрастет еще на порядок. Приходам необходимо запланировать эти выплаты как отдельную статью расходов. Возможно, в ряде случаев их должно поддержать благочиние.
Еще раз озвучу также предупреждение нашего юрисконсульта: «Хотелось бы обратить внимание на недопустимость использования краткого наименования религиозной организации. Прямой запрет на это содержится в действующем законодательстве. Однако приходы часто игнорируют это положение закона, что влечет за собой наложение крупного административного штрафа. Краткое наименование допустимо использовать только в платежных поручениях и больничных листах, предварительно утвердив данное краткое наименование приказом настоятеля».
О ведении бухгалтерского учета на приходах
Очень остро стоит также вопрос об организации и ведении бухгалтерского учета на приходах. Приход (или монастырь, подворье) является зарегистрированным юридическим лицом, и, согласно законодательству РФ, обязан вести бухгалтерский учет, уплачивать налоги и сдавать отчетность.
Для того, чтобы помочь настоятелям и приходским бухгалтерам разобрать организовать грамотный бухгалтерский учет на приходах, с учетом специфики религиозных организаций, в мае 2021 года будут организованны однодневные бухгалтерские курсы. О месте и времени их проведения будет сообщено благочинным. Курсы будет проводить бухгалтерия епархии. Особое внимание будет уделяться темам кассовой дисциплины, ведения расчетного счета, сдачи отчетности в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы, пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, требованиям к ежеквартальному и годовому отчету в Епархиальное управление. Будут рассмотрены правила оформления инвентаризации имущества, первичных документов, вскрытия кружек, хранения бухгалтерской документации. Бухгалтеров ознакомят с программой 1С для религиозных организаций и передадут в электронном формате новые методологии к программе и дополнительную литературу о правилах ведения бухгалтерского учета на приходах.
После обучения бухгалтерам и настоятелям будет дано время для надлежащего оформления бухгалтерского учета. И затем, ориентировочно осенью, планируется провести плановые проверки. На них участники комиссии ознакомятся с документацией прихода и дадут рекомендации.
Напоминаю, что на приходе обязательно нужно хранить всю документацию. Срок хранения расчетных ведомостей по зарплате и приказов по кадрам – 75 лет на сотрудников, принятых на работу до 2003 г., и 50 лет — на сотрудников, принятых с 2003 года. Хранение бухгалтерских и налоговых документов — минимум 5 лет. Прошу отнестись к этому ответственно, так как в епархию приходят разные запросы — к примеру, на подтверждения стажа сотрудника прихода. Если документов на приходе нет (не велись или утеряны), у человека убирают из стажа годы его работы на приходе.
Считаю необходимым поднять тему оформления духовенства согласно законодательству. Приведу в пример печальный случай скоропостижной кончины протоиерея Михаила Михаля. Он не был оформлен ни на одном приходе, который возглавлял. И после его смерти его семье было отказано в ряде социальных выплат, хотя у него осталось четверо детей, причем трое из них иждивенцы. Поэтому еще раз повторю: оформление духовенства на приходах должно быть обязательным.
Взаимодействие с епархиальным складом
На нашем епархиальном складе за последние месяцы произошли большие изменения. Возглавляет его Т.Ю. Шокина, которая имеет 15-летний аналогичный опыт работы в Саратовской епархии. Со стороны склада многое сделано для удобного и быстрого обслуживания посетителей. Татьяна Юрьевна вполне доступный человек, со вниманием отнесется к любым Вашим просьбам и замечаниям.
По моему благословению, руководитель склада с декабря прошлого года знакомится с каждым храмом, вникает в особенности работы иконных лавок, дает рекомендации по оптимизации работы свечных ящиков (в том числе, как проектировать оборудование иконных лавок, чтобы лучше представить их ассортимент).
Как она отмечает, в ходе этого знакомства очень приятно было познакомиться со свечницами, которые трудятся неравнодушно, с усердием и вниманием.
Однако имеется несколько общих для большинства храмов недостатков в работе. Их исправление поможет наладить работу с приходящими в храм людьми, что, в свою очередь, скажется на увеличении поступающих в храм пожертвований.
Почти во всех храмах Симбирской епархии требы пишут регистраторы, под диктовку, с огромной тратой времени. По всей России давно требы пишут сами прихожане. Конечно, немощной бабушке помочь написать записку можно и нужно, но большинство людей способны написать записку сами. Поэтому в храмах следует оборудовать места для написания записок.
Отдельное внимание следует уделить работе с книгами. Если священник любит читать, может посоветовать книги прихожанам, то будет читать и его паства — и творения святых отцов, и книги современных авторов.
Хорошо представлены книги в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе. Прекрасно работает с книгами Спасский женский монастырь. Рекомендую обратить внимание на их опыт работы.
За хорошую работу с епархиальным складом я благодарю Благовещенский храм Ульновска, Троцкий храм Новоульновска, Знаменский храм с. Ляховка.
Информационная деятельность. Сайты и страницы приходов и духовенства в соцсетях
И в заключение — несколько слов о необходимой информационной работе приходов и благочиний и их взаимодействии с епархиальной пресс-службой.
Уже много лет в Церкви на всех уровнях говорится о необходимости для приходов обеспечить свое присутствие в интернете. Современный человек ищет нужную ему информацию прежде всего в интернете. Многие настоятели уже поняли, что существование живого приходского сайта или страницы в соцсетях помогает им в работе и способствует объединению прихожан.
По словам Святейшего Патриарха, «приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода… Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга».
Сейчас наличие церковных сайтов ― требование времени. Они должны быть обязательно у всех благочиний, по возможности, у всех крупных храмов.
У нас в епархии наиболее активны в интернете отделы катехизации и по работе с молодежью. Есть рабочие сайты у Вознесенского кафедрального собора, Спасского монастыря, Германовского, Неопалимовского, Никольского храма Ульяновска, Арских храмов и многих других. Многие храмовые сайты не активные, не обновляются, мертвые. Особенно досадно, что заброшен сайт Михаило-Архангельского монастыря в Комаровке, к которому есть интерес не только у ульяновцев, но и паломников из других регионов.
Центром каждого приходского сайта должны быть новости жизни прихода. Как вы видите, новости приходов, отделов, рассказ о епархиальных событиях, об архиерейском служении — это стержень и сайта епархиального.
Я еще раз прошу руководителей отделов, настоятелей и особенно благочинных наладить связь с епархиальной пресс-службой. Для вас подготовлено небольшое пособие по созданию новостных текстов для сайта. Я попрошу канцелярию всем вам его разослать. Таким образом, вы сможете наполнить и свои сайты и странички, и поможете наполнению сайта епархиального. Так о ваших добрых начинаниях узнают люди, и вы можете обрести новых помощников.
Регулярно сообщают о своих новостях уже упомянутые молодежный отдел, ОРОИК, а также отцы Димитрий Субботин, Сергий Кичигин, Святослав Еренков, спортивный клуб «Муромец». Из приходов — Неопалимовский храм, храм Благовещения на ул. Шолмова, Спасский монастырь, Арские храмы, храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»; из районных — храм села Полдомасово и Вешкаймское благочиние. Благодарю за это батюшек и их помощников-мирян.
Многие батюшки имеют свои страницы в соцсетях — ВКонтакте, фейсбуке, инстаграмме. Дорогие отцы, я прошу вас и в интернете не забывать, что вы священники, чтобы ваши читатели могли при общении узнать в вас именно священника. А то, к сожалению, часто бывает так, что батюшки в соцсетях делают все, чтобы никто об этом не догадался: указывают имя без сана, публикуют фото в мирской одежде, и так далее.
Напомню вам слова Святейшего Патриарха на последнем Епархиальном собрании города Москвы, где также обсуждалась эта тема: «Сегодня растет число людей, которые хотят удовлетворять свои потребности, в том числе относящиеся к вопросам веры, не отрываясь от экрана компьютера или мобильного устройства. Однако одна из задач священника, присутствующего в социальных сетях, состоит в том, чтобы помогать людям понять важность участия в реальной жизни прихода и, в первую очередь, участия в Святой Евхаристии, в молитвенном собрании единоверцев».
Одной из доступных нам форм проповеди остаются публикации в СМИ. Ульяновский интернет-телеканал Улправда еженедельно готовит телепрограмму «Вопросы о религии». Многие СМИ обращаются в пресс-службу с просьбами о комментариях и интервью духовенства. И это очень хорошо, что у них есть интерес к церковной жизни. Сотрудники епархиальной пресс-службы попросили передать благодарность отцам Виктору Висарову, Даниилу Гасникову, Димитрию Савельеву, Димитрию Субботину, Иакову Коробкову, Святославу Еренкову, Илии Демину, Никите Галныкину, Андрею Кирюшкину. Прошу и других отцов, когда поступают подобные просьбы, оказывать в этом содействие пресс-службе.
***
Дорогие о Господе отцы и братия! К сожалению, в своем докладе я вынужден был много говорить о проблемах. Церковь несет свое служение в мире, и мы не можем быть до конца свободными ни от непростых внешних условий, ни от каких-то земных попечений.
В жизни нашей Церкви было несколько десятилетий гонений. На нашей Русской земле есть такие места, где церковной жизни не было уже в течение столетия, где люди полностью утратили не только правильные представления о Церкви, но и о христианстве, и просто о нормальной, нравственной человеческой жизни. Столпом атеизма пыталась сделать власть и Симбирскую землю. Церковь здесь особенно пострадала в советское время.
И наша главная задача — забота о душах людей. Изменяются условия, в которых служит духовенство, но суть священства от этого не меняется — это служение ради спасения людей для Бога, для Вечности. Никакие «обстоятельства времени» не могут быть оправданием для того, чтобы священник мог снизить требования к самому себе.
Надо помнить всегда, что мы призваны быть соработниками Богу, призваны на дело Божие. Наша помощь и утешение — только Сам Господь. Ищите этой благодатной помощи, которую Он подает нам в молитве, богослужении, таинствах Святой Церкви. По слову апостола, Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19). Помните, что достойно исполнить свое служение и предстать Богу с чистой совестью мы сможем, только если действительно будем для этого мира, как говорит Господь, солью и светом, пастырями, готовыми полагать душу за своих овец.
Дорогие отцы и братия! Желаю всем вам помощи Божией в предстоящих трудах! Бог да благословит ваши начинания, да дарует вам сердечную радость, утешение и мудрость в решении стоящих перед вами проблем.