В седмичные — будние — дни Великого поста не совершается Евхаристия, в алтаре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возможность причаститься — Святыми Дарами, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздникам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое великопостное богослужение: Литургия Преждеосвященных Даров. О ней рассказывает доцент Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.
— Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу?
— Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.
Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды.
— Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии?
— Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140‑й, 141‑й, 129‑й, 116‑й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.
— За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием?
— Бывает, но — только на Страстной Седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских — 22 марта), когда за Преждеосвященной Литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом — по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий» — это тоже элемент вечерни.
— Остановимся на чтении паремии — ветхозаветного текста…
— Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечой в руках возглашает «Свет Христов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание.
— Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя», когда хор спускается с клироса на середину храма…
— «Да исправится…» — это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140‑го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: «…не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».
После «Да исправится…» перед уже освященными Дарами совершаются три земных поклона, при этом читается великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
— Великий вход (перемещение Святых Даров с жертвенника на престол) на Литургии Преждеосвященных Даров отличается от Великого входа на «обычной», или полной, Литургии: в данном случае в алтарь вносится не предложение, т.е. не просто земное вещество, которому только предстоит стать Плотью и Кровью Господа, а именно Его Плоть, можно сказать — Он Сам. Поэтому «Херувимская», о которой мы говорили в прошлой беседе, заменяется песнопением «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»?
— Да, и об этом мы читаем уже в богослужебных рукописях VII века. «Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится» — жертва не в будущем совершится, а уже совершена. Совершенная жертва торжественно вносится в алтарь (на значении глагола «дориносить» — носить на копьях — мы останавливались в прошлой беседе). Все присутствующие в храме при этом кладут земной поклон. После «Отче наш…» и возгласа «Преждеосвященная Святая святым» в алтаре совершается раздробление Агнца, причащение духовенства. Затем причащение мирян.
Кстати, есть очень интересное действие, которое Уставом не предусмотрено, но совершается на практике: после Великого входа диакон закрывает завесу лишь наполовину. Подумать только: из всех богослужений суточного (да и годичного) круга такое неполное закрытие завесы бывает только на Литургии Преждеосвященных Даров! Литургисты так объясняют смысл этого действия: с одной стороны, после Великого входа алтарь символизирует запечатанный гроб Христа, потому завеса должна быть закрыта. С другой стороны, необходимо, чтобы верующие имели возможность видеть Дары на престоле, для чего завеса должна быть открыта. На полной Литургии завеса после Великого входа сначала закрыта до «Верую…», а затем отверзается и остается открытой до причащения духовенства. На Литургии Преждеосвященных Даров промежуток от Великого входа до причащения духовенства — очень короткий, потому в итоге выбран компромиссный вариант: завеса и частично закрыта, и частично открыта.
— Все знают, что за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев, неспособных еще принять частицу Тела, но лишь каплю Крови — потому, что вино с водой в Чаше не есть Кровь Господа, оно не прелагается, частицы Агнца — Плоти Христовой — опускаются просто в вино с водой…
— Да, именно такое убеждение нашло выражение в современной литургической практике Русской Церкви. Именно поэтому священнослужитель, потребляющий Святые Дары в алтаре, не испивает из Чаши сразу по причащении. Но есть и другая точка зрения: греки считали, что преложение вина в Кровь совершается посредством вложения в Чашу частиц Агнца. Потому на греческом Востоке из Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются священнослужители, и есть практика причащения детей.
После причащения мирян вместо более привычного нам песнопения «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» мы слышим «Хлеб небесный и чашу жизни». Примечательно также и то, что меняется заамвонная молитва: вместо «Благословляяй благословящия Тя…» священник читает «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…».
Газета «Православная вера» № 5 (529)
Алексей Кашкин, Беседовала Марина Бирюкова