Главная / вопрос-ответ /  Что значит «постный подвиг»? Каким может быть подвиг обычного современного человека?

     Что значит «постный подвиг»? Каким может быть подвиг обычного современного человека?

     Что значит «постный подвиг»? Каким может быть подвиг обычного современного человека?

    Отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

    Пост — это не только воздержание от каких-то видов пищи, хотя по нашим временам и это нелегко. Мы все-таки привыкли себе ни в чем не отказывать, и даже не задумываемся об этом, пока не станем перед необходимостью в чем-то себя утеснить, от чего-то отказаться. Тем не менее, когда Церковь говорит о подвиге Великого поста, она не имеет в виду, что подвиг — это не есть колбасу.

    Имеется в виду подвиг духовный, заключающийся, прежде всего, в том, что мы должны больше внимания уделять Богу. Он сродни подвигу в отношениях с людьми, не зря ведь есть такая старая народная поговорка, что на свете два самых трудных дела — это Богу молиться и старых родителей кормить… В этом смысле подвигом можно назвать внимательное отношение к близким людям — к тем же пожилым родителям, о которых мы порой забываем: они живут сами по себе, не звонят лишний раз и мы им не звоним. Ну, разве что с праздником соберемся поздравить.

    Очень часто и наши отношения с Богом строятся примерно по такому же принципу — мы вспоминаем о Нем редко, в основном тогда, когда нам трудно, когда что-то нужно: «Господи, помоги!», «Господи, дай!». И дальше жизнь вся течет без Бога. А пост — это время, когда мы должны к Богу обращаться более часто и глубоко. Время, когда мы должны поставить себя перед Богом, то есть все наши поступки, все наши движения души, все наши слова и мысли должны быть такими, как будто Бог рядом. Он здесь, рядом с тобой, Он смотрит на тебя и одобряет или не одобряет твои действия. Так вот подвиг, прежде всего,— в этом поставлении человеком себя пред Богом, в особом отношении к Нему.

    Подвиг, конечно, заключается и в том, чтобы исправлять себя. Человеку очень сложно исправить свои недостатки, даже если он о них знает. А сложнее всего себе самому в них признаться. Мы любим оправдывать себя во всем, считать себя гораздо лучше, чем мы есть. Любим себя хвалить, любим, чтобы нас хвалили. Мы всегда занимаемся самооправданием, это, наверное, самое распространенное человеческое свойство. Даже когда мы понимаем, что были не правы, мы очень быстро и легко находим себе извинение.

    А начало спасения человека, по словам преподобного Петра Дамаскина,— это видение своих грехов, бесчисленных, как морской песок. Вот это вот видение, даже шаги в этом направлении — уже подвиг, и это то, что обязательно должно быть в человеке во время поста. И когда человек начинает правильно относиться к себе — то есть убирает кривое зеркало, которое врет ему, что он «на свете всех милее»,— он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. И тут очень важно воспитать в себе решимость к исправлению. Каждый шаг в этом направлении — исправления своих недостатков, своих грехов, своих злых привычек, своих пороков — это тоже подвиг.

    Недаром многие святые говорили о том, что на самом деле человеку в жизни нужно только одно-единственное делание — внимать себе. «Знай себя и будет с тебя»,— говорил старец Амвросий Оптинский. Когда преподобный Антоний Великий задумался о том, почему так различны судьбы людей, то, как повествует житие, пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и спасешься». Вот это «внимание себе» ради исправления своего сердца — главный подвиг Великого поста.

    Вообще, это основное дело всей жизни христианина. Человек — существо непостоянное, он как ребенок, который только заинтересовался чем-то, вроде яркой игрушки, а через минуту смотрит совсем в другую сторону. Поэтому Церковь старается вновь и вновь напомнить человеку об этой необходимости — внимать себе, заботиться о своем сердце, о своей душе. И пост — это время, когда мы этим должны заниматься по преимуществу, уделяя меньше внимания повседневной суете.

    Конечно, большинство людей работают, имеют семью, о ней надо заботиться — всего этого нельзя оставлять. Но то время, которое мы тратим обычно на развлечения (а сегодня человек, даже церковный, привык развлекаться и даже не замечает этого) — то есть всё время, свободное от насущных дел, мы должны использовать для исправления своего сердца. Остаться наедине с Богом и с самим собой — это тоже подвиг постного времени.


    [1] Стихира на стиховне, вторник 1 седмицы вечера.