Дни Страстной седмицы – особое время, посвященное воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. Эта седмица уже не входит в состав Великого поста, и представляет собой отдельную часть церковного года.
Можно сказать так: в дни Великого поста мы идем навстречу ко Господу, а во время Страстной седмицы – Он к нам. Претерпевая предательство, страх, арест, боль и мучения ради того, чтобы спасти каждого человека.
В эти великие дни мы призваны оставить все суетное за скобками и последовать за Спасителем, сопереживая Его крестному пути. В этом нам помогут богослужения Страстной седмицы – особо величественные, торжественные и печально красивые, украшенные пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, вдохновенными песнопениями. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи, произнесенные Спасителем в дни Его земной жизни. Притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако отрывки понедельника, вторника и среды Страстной седмицы – особые, в них сосредоточена суть христианской веры.
В первые три дня на богослужениях целиком прочитывается Псалтирь (кроме 17-й кафизмы) и Евангелие от Иоанна (за исключением страстных отрывков, которые читаются на утрене Великой Пятницы).
В эти дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий Понедельник – 26 апреля
Красной нитью через богослужение этого дня проходит история предательства ветхозаветного патриарха Иосифа братьями. Здесь мы видим прообраз Христа, преданного Своим народом и проданного за 30 серебряников.
Иосиф был продан братьями в Египет за 20 серебряников, но впоследствии спас их от голодной смерти. Целомудрие, готовность прощать и незлобие Иосифа напоминают добродетели Спасителя. История мнимой смерти ветхозаветного патриарха и встречи с родными указывает на смерть и Воскресение Сына Божия.
На утрене этого дня хор исполняет особый тропарь первых трех дней Страстной седмицы: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Он иллюстрирует сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха (см. Мф. 25, 1-13) Это песнопение напоминает верующим о Страшном Суде и призывает нас к духовному бодрствованию.
Молящиеся слушают евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи: о двух братьях и злых виноградарях (см. Мф. 21, 18-43). После окончания канона хор троекратно поет светилен первых четырех дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Он является иллюстрацией притчи о брачном пире (см. Мф. 22, 1-14; Лк. 14, 16-24). Текст составлен от лица каждого из нас: это плач души, которая не смогла войти на брачный пир.
Во время чтения часов читается часть Евангелия от Иоанна. На Литургии Преждеосвященных Даров исполняются стихиры, посвященные воспоминанию пророчеств Христа о Его грядущих смерти и воскресении, просьбе Саломеи и ее сыновей о привилегированных местах в будущем Царстве, беседе с апостолами о первенстве через служение ближним.
Великий Вторник – 27 апреля
В Великий Вторник мы вспоминаем, как Христос в последний раз проповедовал в Иерусалимском храме.
На утрене этого дня молящиеся слушают евангельский рассказ об ответах Иисуса на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мертвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), и последующем обличении Иисусом фарисеев и книжников (см. Мф. 22,15 – 23,39).
Во время чтения часов продолжается чтение Евангелия от Иоанна. На Литургии Преждеосвященных Даров читается евангельский отрывок о втором пришествии, притчи о десяти девах, талантах и о Страшном Суде (см. Мф. 24,36 – 26,2). Стихиры призывают молящихся применить к себе содержание этих притч и воспринять их как урок.
Великая Среда – 28 апреля
Этот день посвящен воспоминанию о предательстве Христа Иудой Искариотом. Он принял решение продать своего Учителя первосвященникам и начал искать, «как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14, 10-11).
Молящиеся на литургии слушают евангельский отрывок с предсказанием об искупительной крестной смерти Христа и об основании Им Церкви среди язычников (см. Ин. 12, 17-50). В конце изобразительных совершается отпуст, как на великом повечерии: читается молитва «Владыко многомилостиве», которую молящиеся слушают на коленях. После отпуста священник испрашивает прощение у прихожан за прошедшее время Святой Четыредесятницы.
В этот день последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Стихиры посвящены двум темам: покаянию грешницы, умывшей слезами ноги Христа, и предательству Иуды. Самоотвержение блудницы и сребролюбие ближайшего ученика противопоставляются друг другу. В конце Литургии совершаются последние земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. С этого момента они опускаются до праздника Святой Троицы. Но существует исключение – мы склоняем колени перед Плащаницей.
Великий Четверг – 29 апреля
В этот день вспоминается Тайная Вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причастия и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; а также молитва Спасителя в Гефсиманском саду.
На утрене особым напевом трижды исполняется тропарь этого дня: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи слава Тебе». В первой части этого тропаря говорится о канве событий: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается любовью к деньгам и отдает единственного праведного Судию судьям беззаконным. Вторая часть содержит обращение, но уже не к участнику евангельских событий, а к каждому из нас.
Богослужение Великого Четверга – уникальное. Совершается литургия святителя Василия Великого, к которой присоединяется вечерня (ведь таинство Причастия было установлено вечером). Известная всем верующим молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» исполняется хором несколько раз за богослужение: вместо Херувимской песни, во время причащения священнослужителей и народа, вместо «Да исполнятся уста наша».
Богослужение Великого Четверга плавно перетекает в службу Великой Пятницы. В четверг вечером в храмах совершается утреня Страстной Пятницы – «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Это богослужение именуется также «Чтением 12-ти Евангелий». В чинопоследование утрени добавляются 12 евангельских отрывков, в которых рассказывается о последних часах жизни Господа Иисуса Христа.
Порядок чтения таков:
- 1-й отрывок– прощальная беседа Спасителя с учениками и Первосвященническая молитва (см. Ин. 13, 31-18, 1);
- 2-й отрывок – арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение апостола Петра (см. Ин. 18, 1-28);
- 3-й отрывок – суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение апостола Петра (см. Мф. 26, 57-75);
- 4-й отрывок – тайная беседа Мессии с Пилатом, суд Пилата (см. Ин. 18, 28 – 19, 16);
- 5-й отрывок – самоубийство Иуды, суд Пилата, Иисус в претории, крестный путь Спасителя (см. Мф. 27, 3-32);
- 6-й отрывок – Иисус Христос в претории, крестный путь Сына Божия, Его распятие (см. Мк. 15, 16-32).
- 7-й отрывок – распятие Мессии, крестная смерть и сопровождающие ее знамения (см. Мф. 27, 33-54);
- 8-й отрывок – молитва распинаемого Спасителя, исповедание благоразумного разбойника (см. Лк. 23, 32-49);
- 9-й отрывок – Пресвятая Дева и апостол Иоанн Богослов у Креста, крестная смерть Христа, прободение копьем (см. Ин. 19, 25-37);
- 10-й отрывок – визит Иосифа Аримафейского к Пилату, погребение Спасителя (см. Мк. 15, 43-47);
- 11-й отрывок – погребение Христа (см. Ин. 19, 38-42);
- 12-й отрывок – стража у гроба (см. Мф. 27, 62-66).
Согласно Типикону, Евангелие должно читаться в алтаре, но в русской традиции чтение совершается на середине храма возле Распятия. Священнослужители и молящиеся стоят в это время с зажженными свечами в знак сугубой молитвы.
В богослужебных песнопениях тоже вспоминаются крестные страдания Христа. Например, прокимен, поющийся после чтения шестого отрывка Евангелия: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».
Великая Пятница – 30 апреля
В этот день Святая Церковь вспоминает Распятие и Погребение Господа нашего Иисуса Христа.
Утром в этот день Божественная литургия не совершается. Служатся Царские Часы – соединение первого, третьего, шестого и девятого часов. Главным их отличием от обычных является чтение на каждом часе паремии, Апостола и Евангелия, пение особых антифонов. На каждом часе читается три псалма. Ветхозаветные паремии тоже содержат пророчества о страстях Христовых. Тексты апостольских чтений раскрывают значение крестной смерти Сына Божия для спасения человечества. Евангельские отрывки о страданиях Спасителя читаются не в хронологическом порядке, а так, как они изложены по отдельности в каждом из четырех Евангелий. Получается, что все эти четыре евангельских чтения полностью охватывают события Великой Пятницы (кроме прощальной беседы Спасителя с учениками и первосвященнической молитвы). Наименование часов Царскими – исключительно русское, и связано с тем, что московские цари обязательно участвовали в этом богослужении.
После полудня в этот день совершается вечерня с выносом Плащаницы. Эта служба завершает цикл богослужений Великой Пятницы, символизируя снятие с Креста тела Спасителя и Его погребение. На вечерне поются стихиры, темами которых являются страдания Христа.
Чтение Апостола напоминает о премудрости и силе Божией, явленных миру через крестную смерть Спасителя (см. 1 Кор. 1,18-31 и 1 Кор. 1, 1-2). Затем (уже в третий раз за день) совершается чтение «составного» Евангелия о страстях Христовых согласно строгой хронологии событий. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, будто с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма и полагают на гробницу.
После вечерни совершается малое повечерие, на котором поется Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы – песнопения, составленные в X веке святым Симеоном Метафрастом. Плащаница находится на середине храма до ночного пасхального богослужения, напоминая этим трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.Вечером в Страстную Пятницу служится утреня Великой Субботы с чином погребения Плащаницы.
После шестопсалмия и «Бог Господь…» поются тропари «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел еси к смерти…» и «Мироносицам женам…», связывающие по темам Великую Субботу с предшествующей пятницей и наступающей Пасхой. После пения тропарей священнослужители выходят из алтаря к Плащанице, и возле нее читают 17-ю кафизму с особыми припевами.
После чтения канона Великой Субботы под пение Трисвятого Плащаница обносится крестным ходом вокруг храма, подносится к открытым Царским Вратам и возвращается на гробницу. Далее перед ней читаются паремия, отрывки из Апостола, Евангелие, в котором повествуется об опечатывании гроба Христа первосвященниками и установлении стражи, ектении, отпуст и первый час.
Великая Суббота – 1 мая
Этот день посвящен воспоминаниям о пребывании во гробе тела Спасителя и сошествии Его души во ад для возвещения там победы над смертью и избавлении душ, с верой ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Литургию святителя Василия Великого предваряет служение вечерни. После входа с Евангелием и исполнения песнопения «Свете тихий» читаются 15 паремий – ветхозаветных пророчеств о страданиях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Вместо Трисвятого исполняется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Этот фрагмент богослужения отслылает нас к обычаю древней Церкви крестить оглашенных в Великую Субботу. После апостольского чтения поются семь избранных из псалмов стихов, содержащих пророчества о Воскресении Господа. Во время их пения священнослужители переоблачаются в белые одежды. Завершается день субботы и начинается предпразднство Светлого Воскресения.
Еще одной особенностью литургии является пение вместо Херувимской песни древнего гимна: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Незадолго до полуночи совершается пасхальная полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце богослужения священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь через Царские Врата и кладут ее на престол, где она останется до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания на земле воскресшего Иисуса Христа.
Приближается полночь. Заканчивается путь длиной 48 шагов, а впереди не конец, а Начало. Сердце переполняется радостью и так сложно удержать ее внутри. И тако возопиим!
Подготовила Анна Фролова
№7 (543) 14 апреля 2021 г.