Как получить просимое?

    Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

     

    «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

     

    Спаситель продолжает развивать тему взаимоотношений в среде Своих последователей, которая была вызвана спором учеников о первенстве в Царстве Христовом. Господь дает наставления о соблазнах и тех, через кого они приходят, о том, как нужно осторожно вразумлять ближнего, если он согрешает против тебя. Христианин не должен иметь взаимной вражды, превозношения, гордости. Эти качества свойственны ветхому человеку, плененному страстями. Христианин – новое творение. Он умер для греха и воскрес для жизни во Христе, оставив старую закваску порока и лукавства. Спаситель говорит: «потому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13, 35).

    Ссорясь, христиане изгоняют Бога из своего окружения. Они будто свидетельствуют этим: мы – не Твои ученики. И напротив, если минимум двое пребывают во взаимной любви и согласии ради Христа, то и Он находится среди них. Спаситель обещает награду – их совместная молитва будет услышана, и они получат просимое.

    Некоторые не понимают: зачем приходить в храм, если можно напрямую обратиться к Богу? Личная молитва, творимая в уединении дома или в любом другом месте, разумеется, очень важна. Она призвана помочь в живом молитвенном общении приобрести непрестанную память о Божием присутствии. Но общественное богослужение, которое совершается ежедневно в храме – это выражение христианской любви. Мы посещаем церковь, чтобы участвовать в освящающих человека таинствах, главным из которых является Евхаристия, и совместно возносить Богу молитвы о наших повседневных нуждах, благодарить Его. Иными словами, мы верим в обещание Спасителя о том, что молитва двоих или троих не останется без ответа.

    Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим отрывком, задается вопросом: почему же тогда не все получают то, что просят? Он находит помимо вражды несколько других причин, которые препятствуют этому. Во-первых, потому что часто просят бесполезное. Во-вторых, потому что недостойны того, чтобы их слушали, так как не делают со своей стороны того, что от них требуется: не ведут богоугодную жизнь, согласно заповедям. В-третьих, потому что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, а это запрещено. В-четвертых, потому что просят грешники нераскаянные, а им получить просимое невозможно.

    Когда же все эти условия соблюдены: если просишь полезного, делаешь все, что требуется, ведешь добродетельную жизнь и находишься с ближними в согласии и любви, – то получишь просимое, потому что Господь человеколюбив.

    Другое препятствие заключается в качестве нашей христианской любви и взаимного согласия. К сожалению, редко кто любит ближнего так, как заповедал Христос – искренне и бескорыстно. Наше общение часто основано на возможности получить пользу в житейских делах. Святитель Иоанн Златоуст так описывает эту, своего рода, подмену любви: «Так как они соединены между собой преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, – ни клеветы, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен той любовью, никогда не оставит ее».

    В этой жизни мы находимся в процессе становления. Мы боремся, чтобы приобрести такую любовь. Но лишь своими усилиями это не получится. От нас требуется труд, а любовь – это венец совершенства, который дарует Господь, когда мы достаточно чисты и стали способны этот дар воспринять.

    Совместная молитва – прекрасная школа любви и смирения. Церковные люди чувствуют, как отличается храмовая атмосфера от того, что за его пределами. Ты приходишь на богослужение в смятении от текущих проблем, дел, горящих сроков, но в молитвенной обстановке храма в сердце входят покой, радость и свет. Это может произойти неожиданно. Почему? Потому что люди вокруг молятся! Лишь Господь знает духовную цену молитвы каждого. Наша совместная молитва преображает церковное пространство, наполняя благодатью. Душа чувствует это изменение, и ей от этого хорошо.

    Счастлив тот человек, за которого есть кому помолиться. А ведь читая на службе тайные молитвы в алтаре, священник молится о всех пришедших в храм, об их духовных и материальных потребностях. Удаляя себя от храма Божиего и совместной молитвы, человек начинает духовно «засыхать».

    № 7 (543) 14 апреля 2021 г.