Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Кого Спаситель исцелил в Иерихоне?

Кого Спаситель исцелил в Иерихоне?

Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

 

«И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20, 29-34).

В Евангелии часто описываются исцеления, которые совершал Христос. Господь врачевал бесноватых, парализованных, слепых, глухих и немых. Именно об этом пророчествовал ветхозаветный пророк Исайя, когда говорил: «вот Бог ваш, придет отмщение Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35, 4-6). Спаситель исполняет это пророчество – мессианская эпоха наступила.

Вот и теперь Иисус входит в один из древнейших палестинских городов – Иерихон. Он был расположен в десяти километрах к северо-западу от Мертвого моря, в долине реки Иордан, и в 22-х километрах к северо-востоку от Иерусалима.

В Иерихоне за Спасителем, как это часто бывало, следует большая толпа народа. Народ знает Христа как известного чудотворца, поэтому Его практически всегда окружало много людей. Поэтому, как указывает Евангелие, Христос Сам иногда удалялся в пустынные места для молитвы и отдыха, и рекомендовал то же самое апостолам, вернувшимся с проповеди.

На пути Иисуса сидели слепцы, которые услышали шум и, конечно, выяснили, Кто идет мимо. Они стали громко звать Спасителя, прося помощи и милости, но народ «заставлял их молчать». Почему?

В ХIХ веке в России служил святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский. Он написал замечательный труд «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа».  Святитель отвечает на наш вопрос так: «Называя Иисуса сыном Давидовым, слепцы этим всенародно признавали Его Мессией; признание, в котором хотя давно участвовали весьма многие, но редкий отваживался сделать публично, тем паче что Сам Господь не всегда одобрял его, считая преждевременным. Посему-то многие из народа, окружавшего Иисуса, опасаясь, вероятно, фарисеев и римлян, приказывали теперь слепцам умолкнуть, по крайней мере, не произносить название сына Давидова, столько же опасное, сколько для всех любезное. Напрасно! Слепцы продолжали кричать еще громче: «Сыне Давидов, помилуй нас! Сыне Давидов, помилуй нас!»»

Большинство простых людей видели в Мессии правителя, который освободит иудеев от владычества римлян. В то время периодически возникали восстания, появлялись люди: мошенники, либо сумасшедшие, объявлявшие себя мессиями. Римская власть реагировала на такие выходки жестко, поэтому опасения народа, который заставлял слепцов умолкнуть, были обоснованы.

Невидящие просят прозрения. Согласно евангельскому рассказу апостола Матфея, Спаситель не говорит им ни одного слова, вместо этого прикасается к их глазам. Они без промедления, «тотчас», начинают видеть.

Блаженный Иероним Стридонский пишет, что Христос «касается очей и, как мудрый художник, дает то, чего им [слепцам] не дала природа. С другой стороны, и [можно сказать] так, что отнятое человеческой немощью было вознаграждено милосердием. И они тотчас стали видеть и последовали за Ним. Те, которые прежде сидели перед Иерихоном, как бы в связанном состоянии, после того следуют за Иисусом не столько ногами своими, сколько добродетелями».

Как видим, блаженный Иероним делает акцент на том, что прозревшие слепцы последовали за Христом преимущественно внутренне, изменив свою жизнь и приняв проповедь Спасителя. Слепота и способность видеть часто понималась комментаторами в духовном плане – человек, исцеленный Христом, приобретал не просто физическую способность зрения. У него открывались духовные очи души – оком своего ума человек видел духовные явления и правильно понимал их. Часто болезнь в Священном Писании – следствие греховности, поэтому Спаситель врачует эту первопричину. Как, например, в рассказе об исцелении расслабленного: «ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф. 9, 5-7). Исцеление здесь представлено как следствие отпущения грехов.

№11 (547) 9 июня 2021 г.