Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Евангелие таинства Венчания

    Евангелие таинства Венчания

    Одно из семи таинств в Православной Церкви – Венчание – чаще всего совершается летом, в период свадеб. Супружеская пара перед Господом Богом сочетается в любви и верности, испрашивая благодать единодушия в христианской жизни.

    На таинстве Венчания читается Евангелие, повествующее о чуде, которое сотворил Христос на браке в Кане Галилейской.

    После искушений в пустыне и призвания первых учеников Иисус уходит из Иудеи в Галилею. Здесь, в Назарете, Он вырос. Кана находилась в 13-ти километрах севернее Назарета. Скорее всего, свадьба в Кане была у родственников Пресвятой Богородицы. На пире закончилось вино, и Иисус, по просьбе Своей Матери, претворяет воду из шести каменных сосудов, в вино.

    Час пока не настал

    Чудо совершается по просьбе Богородицы, которая обращает внимание Сына на то, что «вина нет у них» (Ин. 2, 3).  Ответ Христа кажется странным: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2, 4). «Жено» – это не «мама», а уважительное отстраненное обращение, «госпожа». Иисус будто показывает: время материнской власти над Ним прошло. Общий смысл фразы таков: не волнуйся, Я Сам все устрою. О каком часе идет здесь речь? Если понимать буквально, то время действовать Иисусу еще не пришло. Он чего-то ждет. Есть и более глубокое толкование: час – это время Его явления и прославления как Мессии через страдания и крестную смерть. В таком контексте мы встречаем у евангелиста Иоанна слова Спасителя о часе или времени, которые еще не наступили (см.: Ин. 7, 6-8; 12, 23-25; 17, 1). Заметим, что Богородица обращается к Иисусу, а не к распорядителю пира. Она знала, Кто Ее Сын, доверяла Ему и, вероятно, желала совершением чуда ускорить Его явление миру в качестве Мессии. Но это время еще не пришло. Христос претворяет воду в вино не публично: о том, откуда оно взялось знали только те, кто помогал на трапезе обслуживать гостей.

    Изобилие вина и даров

    Вода находилась в шести каменных емкостях и предназначалась для совершения иудейских обрядовых омовений. Например, при входе в дом обязательно омывали ноги, потому как дорога считалась нечистой – по ней ходят разные люди; руки также омывали перед едой. Объем одного водоноса составлял около 100 литров. Шесть водоносов – 600 литров вина. Это огромное количество указывает на изобилие даров Христа.

    Образ спасения

    Чудо превращения воды в вино – это знамение наступления эпохи спасения: «так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 11). Спаситель являет ученикам Свою мессианскую славу, но в вере ученикам еще предстоит возрастать.

    В Евангелии брачный пир всегда является символом Царства Божия. Образ пира Господь использует в притчах о Царстве (см.: Мф. 22, 1-14 или Лк. 12, 36). «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего», «подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху», «вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака» – так описывается открытие Царства при втором пришествии Господнем.

    Брак был образом спасения и в Ветхом Завете. Его использовали пророки для указания на День Господень. У пророка Осии находим: «будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: “муж мой”… и обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2, 16-23). Брак отражал теснейшее единение Бога и Своего народа.

    Символы  воды и вина

    Существуют различные толкования образов воды и вина в нашем отрывке. Что значит это превращение?

    Часто под водой, находившейся в водоносах для обрядового очищения, комментаторы понимали ветхозаветный Закон, который только подводил ко Христу, а под вином – Евангелие Христово. Нравственная сущность Закона, который был выражением воли Божией, не упраздняется в Новом Завете, но проясняется, являя себя как заповедь любви к Богу и ко всем людям, написанная уже не на каменных досках, а в сердцах учеников Спасителя Духом Святым.

    Вода и вино в писаниях евангелиста Иоанна Богослова указывают на таинства Крещения и Евхаристии. Если понимать под «водой» символ крещения Иоанна Предтечи, которое означало завершение ветхозаветной эпохи, то получается, что вино – это указание на Кровь Христову, пролитую на Кресте.

    От аллегорий к фактам

    Однако если мы отвлечемся от аллегорических объяснений и обратимся к рассказу о браке в Кане Галилейской как к историческому факту из жизни Господа нашего Иисуса Христа, то и в этом случае он многое нам откроет.

    Приход Спасителя на брак – место радости и веселия – резко контрастирует с мрачным представлением о христианстве, которое сложилось у некоторых внешних по отношению к Церкви людей. Это, конечно, однобокое понимание.

    Путь радости и рассудительности

    Да, действительно, Иисус учит «смотрите, чтобы сердца ваши не отягощались объедением, и пьянством, и заботами житейским» (Лк. 21, 34), но Он же и умножает вино на свадьбе! Крайности, как известно, от бесов – предупреждает нас наша «суровая» аскетическая традиция. Они-то (крайности, бесы), как раз, и есть главные враги радости. Христианский путь – это путь рассудительный и взвешенный. Чудо в Кане показывает, что Господь не отрицает наши естественные потребности, но благословляет их. Не зазорно христианину есть, пить, радоваться, вступать в брак. Однако все это по мере жизни в Духе Святом входит в приличные границы, чтобы не угашалась благодать Божия в сердце.

    Евангельский отрывок о браке в Кане Галилейской помещен в чине таинства Венчания, потому что в этом рассказе ясно видно: Господь не гнушается браком, но благословляет его Своим присутствием и Своей помощью! Венчание сообщает союзу супругов особую благодать и помощь. Сам Христос приходит в эту малую церковь. Но свобода каждого члена брачного союза, помноженная на несмиренный эгоизм, способна выгнать Христа прочь, превратив брак в ад и душный склеп. Ведь автоматически таинство не работает. Необходим труд над Божественным даром.

    Церковь всегда высоко ценила брак. Даже в первые десятилетия своего существования ей приходилось защищать чистоту и святость брака от лжеучителей, которые видели в нем нечто оскверняющее и запрещали заключать супружеские союзы.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 13 (549) 14 июля 2021 г.