Тайна слов Спасителя

    О чем Христос спросил фарисеев?

     

    Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

    «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф. 22, 41-46).

    После серии каверзных вопросов, с помощью которых фарисеи и саддукеи пытались спровоцировать Иисуса на высказывания, направленные либо против римской власти, либо против иудейских религиозно-политических устоев, Он Сам задает им вопрос. И оппоненты Спасителя не находят ответа.

    Его вопрос посвящен Мессии и мессианству. Кто Он, Мессия, пришествия Которого ждали иудеи? Иисус побуждает собеседников думать. Его вопрос состоит из двух частей.

    Первая – о Мессии. «Мессия» по-еврейски, или «Христос» по-гречески, означает «помазанник». По общему для иудейской среды убеждению, Мессия, ожидаемый царь-освободитель, считался сыном царя Давида. Слово «сын» не обязательно обозначало сына в прямом смысле. Оно часто применялось в целом к потомкам какого-либо человека. Иными словами, Мессия должен был происходить из рода царя Давида. Так фарисеи и отвечают.

    Второй вопрос Христа касается толкования стиха 109-го псалма: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1).

    Современные библеисты считают, что 109 псалом изначально использовался в церемонии восшествия на престол нового царя. Эти слова произносил священник, обращаясь к правителю. «Господь» обозначает Бога и является заменителем священного имени Божия (Яхве – «Я есть Тот, Кто есть»), которое Сам Бог открыл пророку Моисею на горе Хорив, и которое из благоговения не произносилось. «Господу» – значит царю, то есть господину. Бог будто говорит царю: сиди по правую руку от Меня, – будь на земле Моим доверенным лицом.

    Во времена Иисуса Христа 109 псалом, как и все другие псалмы, приписывался авторству царя Давида. Кроме того, он считался мессианским псалмом. Получалось, что царь называет Мессию, своего потомка, господином, а значит, считает Его старше себя. Такое обращение было не принято в библейской культуре. Существовала четкая иерархия: младший благословляется старшим. Почему Давид так говорит о Мессии? Вопрос Христа поставил в тупик толкователей Писания, которые с Ним состязались.

    Дело в том, что фарисеи, как и  их современники, видели в Мессии великого царя-победителя, который освободит избранный народ от всех притеснений со стороны язычников и сделает его самым могущественным на земле. Мессия здесь – хотя и великий, но человек.

    Иисус как бы указывает на тайну, сокрытую в 109-м псалме: Мессия не только потомок царя Давида по человечеству, но Сын Божий, по Своему Божеству всегда восседающий по правую сторону Бога-Отца.

    Блаженный Феодорит, епископ Кирский, так комментирует этот евангельский отрывок: «[Спаситель] сказал это, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемого, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа».

    Мессия не должен был быть политическим лидером. Царство Его не от мира сего. Христос – это воплотившийся Бог, Который пришел спасти людей от пустоты небытия, обезбоженности, вызванной грехом Адама. Он становится Человеком, чтобы сойти во тьму смерти, разогнать ее и наполнить это пространство Божественной жизнью. Через Иисуса Христа Бог дарует людям Самого Себя, открывая для них возможность теснейшего соединения с Собой во Святом Духе.

    Путь Христа к победе над смертью (духовной как отделенностью от Бога и биологической как необратимом разделении души и тела) лежит через страдания, крест и смерть. Мессия страдающий – эта идея в корне отличалась от распространенных среди современников Иисуса представлений о Мессии как о победоносном царе.

    Евангелие от Матфея приближается к своему завершению. Еще немного и Бог, пришедший к людям, будет распят на кресте. Но смерть не сможет удержать Источник жизни.

    № 17 (553) 8 сентября 2021 г.