19 января верующие отмечают Крещение Господне. Торжество этого дня не уступает празднику Рождества Христова. И это неслучайно.
Клирик Спасо-Вознесенского собора Ульяновска иеромонах Иларион (Хроль) рассказал «ПС» о том, что нужно сделать в этот день, какой глубокий смысл имеют события, произошедшие две тысячи лет назад на реке Иордан и для чего людям нужна Крещенская вода.
– Отец Иларион, первая ассоциация с праздником Крещения Господня – освящение воды. Как в очереди за Крещенской водой не забыть о главном? И что главное в этом празднике?
– Главное, как и в любом другом церковном празднике, – помнить: Христос пришел в мир для того, чтобы пострадав на Кресте, искупить грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал первый шаг на этом пути – символически взял на Себя человеческие прегрешения, как объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Этот день мы должны провести в храме, принимая участие в богослужении. Ведь праздник – это не просто воспоминание события евангельской истории, а непосредственное участие в нем. Это возможно только в церкви. В день Крещения мы набираем Великую агиасму – Крещенскую воду. Это святыня праздника. Она освящается по чину великого освящения воды (на молебнах в течение года совершается малый чин).
В этот день за водой приходит много тех, кто редко бывает в храме. Лучше уступить им место в очереди, дать возможность набрать воду, а самим подойти потом. Зачастую Крещенская вода еще несколько дней после праздника остается в храме, ее хватит всем. Но, повторюсь, главное в празднике – не вода, а Христос.
– Если вода – не главное, для чего же она нужна?
– Вода, как я уже сказал, является святыней этого праздника. Ее набирают и несут домой, хранят в особом месте. Благочестивые христиане употребляют ее каждый день натощак с просфорой. Помните рассказ об исцелении слепорожденного? Разве не мог Христос уврачевать его словом? Мог. Но Он «сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Ин. 9, 6). Во время Соборования – зачем совершается семикратное помазание елеем человека? Разве Христос по молитве не может исцелить болящего? Может! Но человек так устроен, что ему нужно внешнее, осязаемое. Крещенская вода – это видимый знак Божественной благодати.
– Давайте мысленно перенесемся к событиям, которые произошли на Иордане. Зачем Христу нужно было принять Крещение?
– Важно отметить, что эти события нельзя в полной мере назвать Крещением в том значении, которое мы придаем этому слову сейчас. Если посмотрим текст Евангелия на греческом языке, то увидим глагол «баптизо», что означает «погружать в воду». Иоанн Предтеча не крестил (Крещение созвучно слову Крест, а его пока еще не было), он исповедовал людей и погружал в воду. Это было ритуальное омовение. Люди приходили на Иордан, каялись в грехах и омывались.
Зачем это было нужно Единому безгрешному Христу? Во-первых, в момент погружения явилась вся полнота Святой Троицы – голос Отца с неба, крещающийся Сын и нисходящий Дух Святой в виде голубя. Поэтому у праздника есть еще одно название – Богоявление. Во-вторых, необходимо было освятить естество вод. В Ветхом Завете вода зачастую символизировала смерть, наказание, – вспомним всемирный потоп. В Новом Завете она понимается уже как жизнь. В-третьих, нужно было убедить святого Иоанна Предтечу в том, что перед ним истинный Агнец Божий.
– Когда пророк Иоанн сомневается, ему ли нужно крестить Христа, Спаситель ответил «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3,15). Что здесь подразумевается под правдой?
– Господь пришел в мир, чтобы спасти весь род человеческий и открыть врата в Царство Небесное. Явить Себя миру, принять крестную смерть, спуститься во ад, воскреснуть в третий день. Начало исполнения этой правды – в моменте, когда Сын Божий являет Себя людям на Иордане.
– Почему важно было, чтобы Крещение Христа совершил святой Иоанн? Какова его роль в евангельской истории?
– В богослужебных текстах праздника Иоанн Предтеча назван «пророков предел и начало апостолов». О нем есть пророчества в Ветхом Завете, которые мы встречаем в начале Евангелия: «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1, 2); «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3, 3).
В Священном Писании явления Бога или события, связанные с Ним, всегда предвозвещались пророками. В Крещении мы видим явление Бога миру, и Иоанн Предтеча готовит народ к пришествию Спасителя, призывает покаяться. Это была его основная задача. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1,29), – указывает людям святой Иоанн. Христос же не мог свидетельствовать о Себе: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» (Ин. 5, 31). Предтеча и Креститель Господень Иоанн – первый свидетель явления в мир Бога: не только в материнской утробе, но и в явлении Христа общественности.
– С момента Крещения началось общественное служение Спасителя. «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Получается, Крещение по смыслу выше Рождества?
– Нет, не выше. До IV века Рождество и Крещение составляли один праздник под названием Богоявление, Теофания. В Рождестве Сын Божий явился сокровенно: только ограниченный круг людей знал о Его появлении на свет. А в Крещении Он стал видим многим. Часто задают вопрос, почему именно в 30 лет Христос вышел на проповедь? Тогда в Иудее это был возраст совершеннолетия. С этого момента человек мог участвовать в общественной жизни, вступал в полные права и сам нес за себя ответственность.
– Со временем праздник Рождества был выведен из праздника Богоявления и стал отдельным. Почему же до сих пор Крещение и Богоявление значатся в календаре вместе?
– Если быть точнее, у праздника не два, а три названия – Крещение, Богоявление и Просвещение. Последнее связано с древней традицией Крещения оглашенных в навечерие праздника. В Типиконе наименование Просвещение употребляется чаще, чем Богоявление. Период со 2 по 5 января назван предпразднством Просвещения.
Если же говорить аллегорически, то служение Христа – «свет для сидящих во тьме» (Мф. 4, 16). Спаситель пришел в мир для того, чтобы просветить людей, которые пребывали во грехе. Когда человек принимает Крещение, он принимает свет Христов, начинает жить по Евангелию.
Святитель Николай Сербский в своих трудах приводит очень хороший пример. На вопрос о том, как узнать, правильно ли человек идет по духовному пути, святой отвечает: если человек начинает видеть больше своих грехов, то движется в верном направлении. При этом не стоит унывать от осознания. Зажгите в темной комнате спичку – увидите только очертания предметов. Возьмите фонарик – рассмотрите больше. Если зажечь лампу, можно увидеть все. А если открыть окно и впустить солнце – будет видна пыль в воздухе и на поверхности. Чем больше мы впускаем свет Христа в свое сердце, тем четче начинаем видеть свои недостатки.
– Есть ли связь между праздником Крещения и таинством?
– Несомненно. Спаситель положил начало тому, чтобы у нас была возможность принять благодать Святого Духа, недоступную ветхозаветному человеку. Когда священник совершает таинство Крещения, он трижды погружает человека в воду – в знак того, что тот умер для греха. А когда восставляет из воды – свидетельствует о рождении для вечной жизни.
Беседовала Ксения Манякова
№ 1 (561) 12 января 2022 г.