Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Афон: монашеское государство и его подвижники

    Афон: монашеское государство и его подвижники

    Во вторую неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. В этом году празднование совершается 26 июня.

    Удел Царицы Небесной

    Афонский полуостров расположен в северо-восточной Греции и омывается кристальными водами Эгейского моря. Он покрыт густыми каштановыми, дубовыми и еловыми лесами, горами разной высоты, а также изрыт оврагами и ущельями. Земля на полуострове очень плодородна. Снега жители Афона практически не видят – он выпадает редко и быстро тает. Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория Святой Горы славится прекрасными пейзажами.

    В древности полуостров входил в состав Римского государства. Вскоре после Вознесения Господня Афон посетила Пресвятая Богородица. Из-за бури корабль, на котором она направлялась на Кипр, причалил к афонскому берегу. Царица Небесная возвестила афонцам весть о воскресшем Христе, возрадовалась духом от увиденных красот и благословила это место, сказав, что желает иметь его Своим уделом. По завету Пресвятой Девы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой Горы. Это правило соблюдается и сегодня.

    Монашеское государство

    Официально Афон был провозглашен местом проживания монахов в 883 году указом императора Василия I.

    Первым афонским святым принято считать преподобного Петра, а основателем общежительного монашества на Святой Горе – преподобного Афанасия. Он начал строительство большого монастыря, названного впоследствии Великой Лаврой. Датой ее основания считается 963 год, когда был освящен соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Через несколько лет был издан первый официальный устав афонского монашеского сообщества – Типикон Иоанна Цимусхия. Благодаря этому документу за Афоном закрепился статус независимого монашеского государства.

    В 1912 году священный полуостров стал частью Греческого государства и в 1924 году получил окончательное международное признание.

    Действующая конституция Святой Горы – Уставная Хартия Святой Горы Афонской – утверждена в 1926 году, имеет силу государственного закона Греции и действует до сих пор.

    Монастыри, скиты, каливы

    В системе административных районов Греции Афон носит название автономное монашеское государство Святой Горы. На священном полуострове расположено 20 патриарших ставропигиальных монастырей, один из которых русский – монастырь великомученика Пантелеимона. Только они имеют права собственности на Афоне. Изменять количество монастырей запрещено.

    Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Монахи, живущие на Афоне, какой бы они ни были национальности, имеют греческое гражданство.

    Помимо больших монастырей на Святой Горе есть и малые монашеские поселения – скиты, келлии, каливы, исихастрии и кафисмы. Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, храма и хозяйственных построек. Келлии – это небольшие скиты из отдельных монашеских жилищ. Каливы, в отличие от келлий, не имеют земельных участков. Кафисмы расположены поблизости от монастырей и находятся на их содержании. Это одиночные жилища, в которых уединяются подвижники. Исихастрии (места безмолвия) и аскитирии (места подвижничества) находятся в отдалении, где в тишине и безмолвии подвизаются монахи.

    Образ жизни и распорядок дня

    Карея – единственный город на Афоне и его столица. Он находится в самом сердце полуострова. Здесь расположено местное правительство – Протат.

    Образ жизни святогорских монахов подчинен цели их пребывания на Афоне – молитвенному служению Богу. Монашеская молитва бывает общей и частной. Во время общей монахи собираются в главном соборном храме (кафоликоне) и малых храмах (параклисах) монастыря. Основу частной молитвы составляет краткая Иисусова молитва. Одной из особенностей монашеской молитвы считается молитвенное бодрствование во второй половине ночи, когда большинство людей спит.

    Молитва за весь мир – главное делание святогорских монахов. Это подвиг, вся тяжесть и высота которого известны немногим. «Молиться за мир – кровь проливать», – свидетельствует преподобный Силуан Афонский. Четырнадцать и более часов подряд могут длиться афонские богослужения. И их надо не просто «выстоять». Нужно сохранить внутреннюю собранность, постоянное внимание, ибо именно оно, по святоотеческой мысли, – «душа молитвы».

    Каждый афонский монастырь имеет свой распорядок дня, предписанный внутренним уставом. В начале года на соборе монастыря совершается назначение братии на послушания.

    Одним из древних обычаев, сохраняющихся на Афоне и сейчас, считается монашеское гостеприимство. Каждый монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников. Любой паломник может остановиться в любом монастыре на одну ночь.

    Все афонские монастыри сохранили старый стиль: церковные богослужения совершаются по юлианскому календарю. Время на Афоне тоже свое. В большинстве монастырей сутки по византийской традиции начинаются с захода солнца. Все часы на священном полуострове переводятся на 12 часов ночи, как только наступает темнота. Разница с европейским временем составляет от трех до семи часов. Сутки делятся на три восьмичасья – для молитвы, работы и отдыха.

    Особое место

    На самой вершине Святой Горы стоит небольшая келлия, маленькая церковь Преображения Господня и шестиконечный крест на металлических опорах. Все, кто доходил до этого места, говорят, что время там ощущается по-другому. Считается, что Царица Небесная дошла до этого места, когда посещала Афон.

    Святогорцы живут истинной жизнью. Они пребывают среди рая будучи здесь, на земле. Не хватит ни одной книги, чтобы вместить всю мудрость отцов Святой Горы, их наставления и жизнеописания. Потому расскажем лишь о некоторых духоносных старцах XX века.

    Схимонах Силуан (в миру Семен Иванович Антонов; 1866–1938)

    Будущий святой родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье крестьянина. Его родители были неграмотными, однако благочестивыми, мудрыми, чуткими и отзывчивыми людьми. С детства Семен трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

    Со временем

    юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

    Осенью 1892 года он был принят послушником в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1896 году пострижен в мантию с именем Силуан, в 1911-м – в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет – торговой лавкой. Отец Силуан постоянно трудился на стройках, руководил большим количеством мирских рабочих. Казалось бы, как возможно вести монашескую жизнь в таких условиях? Однако подлинная христианская жизнь святого была сокрыта в его сердце. Находясь среди людей, старец пребывал в постоянной молитве, хранил ум и сердце от посторонних помыслов.

    Пережив явление ему Господа нашего Иисуса Христа, преподобный особо молился о мире, не ведающем Бога.

    Отец Силуан отошел ко Господу 24 сентября 1938 года.

    В 1987 году прославлен Константинопольской Церковью. Во многом канонизации способствовала книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», которая содержит не только биографию старца, но и записи, которые отец Силуан вел при жизни.

    В 1992 году его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

    Схимонах Паисий Святогорец (в миру Арсений Эзнепидис; 1924–1994)

    Будущий святогорец родился в простой благочестивой семье. С детских лет много времени уделял молитвам, читал жития святых, стремился подражать подвижникам, развивал в себе смирение и любовь.

    В юношеском возрасте Арсений выучился ремеслу плотника, желая быть похожим на Христа. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил гробы. За последние никогда не брал платы, выражая сострадание и проникаясь болью утраты.

    В 1945 году Арсений был призван в армию и три года служил радистом.

    В 1950 году он прибыл на Святую Гору. Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой в келлие обходился без печки, а на улице – без теплой одежды. Спал на кирпичах или каменных плитах.

    27 марта 1954 года Арсений был пострижен в монашество с именем Аверкий. 3 марта 1957 года его постригли в мантию с именем Паисий.

    Не имея образования, кроме начальной школы, старец, тем не менее, обладал огромной мудростью и любовью. К нему нескончаемым потоком шли люди за словами поддержки, утешения и наставления.

    Почти за год до кончины, он заболел и был вынужден уехать в Грецию для обследования, в результате которого обнаружилась последняя стадия рака. Когда старцу сообщили о диагнозе, он неожиданно воскликнул: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец: “Будь здоров, прощай, несчастный этот мир!” Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть!»

    Отец Паисий желал предать дух на Афоне, но Господь распорядился иначе. 12 июля 1994 года, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, старец отошел ко Господу.

    И после своей кончины он продолжает наставлять верующих посредством своих книг. Его творческое наследие переведено на многие иностранные языки и находит отклик в человеческих сердцах. Знаменитое шеститомное издание «Слов» старца Паисия – собрание, состоящее из записей его бесед, поучений и писем, – сейчас можно найти во многих церковных лавках нашего города.

    В 2015 году прославлен Константинопольской Церковью. 5 мая того же года Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя преподобного ПаисияСвятогорца в месяцеслов Русской Православной Церкви.

    Схимонах Иосиф Исихаст (в миру Франгискос Коттис; 1897–1959)

    Будущий святой родился в бедной и благочестивой семье. В 23 года юноша увлекся чтением духовной литературы. В 1921 году он отправился на Святую Гору, чтобы стать монахом. В 1925 году принял постриг в великую схиму с именем Иосиф.

    Постепенно его имя становилось все более известным. Многие обращались к нему за советами. Монах делился знаниями, но непрестанные посещения нарушали его уединенный образ жизни.

    В 1938 году отец Иосиф обратил внимание на одну заброшенную каливу и выбрал ее местом для аскетических подвигов. Он подвизался там на протяжении 30 лет.

    Со временем к подвижнику начали присоединяться ученики. Вокруг отца Иосифа образовалось братство, отличительной чертой которого было безмолвие. Устав братства был очень строгим. Будучи человеком высокой духовной жизни, старец Иосиф Исихаст имел дар учительства. Его ученики встали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. 20 монастырей в США и множество других обителей в Греции и на Кипре считают своим духовным родоначальником старца Иосифа.

    Той известности, которую имеет сейчас в мире Иисусова молитва, мы в основном обязаны старцу Иосифу и его ученикам. Все они учили ей монашествующих и мирян.

    Отошел ко Господу в 1959 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. На Афоне почитается как святой.

    Иеросхимонах Ефрем Катунакский (в миру Евангелис Папаникита; 1912–1998)

    Родился в греческой деревне Амбелохори, в бедной крестьянской семье. В возрасте 21 года юноша приехал на Афон. В 1935 году молодой инок принял постриг в великую схиму с именем Ефрем, а через год был рукоположен в иеромонаха.

    Отец Ефрем уделял большое внимание соблюдению устава, молитвенному деланию, вдумчивому чтению Священного Писания и творений христианских подвижников. Особое благоговение старец испытывал во время служения Божественной литургии.

    Он прожил на Святой Горе 65 лет (из них 42 года – послушником). Почил старец 14 февраля 1998 года.

    Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом.

     

    Схиархимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров; 1896–1993)

    Родился в Москве в верующей и состоятельной семье. В юности интересовался живописью и многие прочили ему карьеру художника. В 1924 году на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света, после чего решил посвятить свою жизнь Богу.

    В 1925 году он поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, однако не нашел там того, что искал. Сергей почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь. Вскоре он уехал в Югославию, а оттуда – на Афон, где через некоторое время принял монашеский постриг с именем Софроний.

    В 1930 году произошло одно из наиболее важных событий в его жизни – встреча со старцем Силуаном Афонским. Через него отцу Софронию открылись ответы на многие духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. 30 апреля 1932 года отец Софроний был рукоположен во иеродиакона, в феврале 1941 года – во иеромонаха. С этого времени началось его духовническое служение.

    После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения его выслали со Святой Горы. В 1947 году иеромонах Софроний приехал во Францию, где ему поручили служение в Успенской кладбищенской церкви города Сент-Женевьев-де-Буа. В 1952 году он выпустил первое издание книги «Старец Силуан».

    Постепенно вокруг отца Софрония собрался круг духовных чад, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 году, по благословению церковной иерархии он создал во Франции монашескую общину. В ноябре 1958 года вместе с духовными чадами переехал в Великобританию. В графстве Эссекс, он приобрел имение, которое преобразовал в монастырь Святого Иоанна Предтечи. Основанная им обитель стала одной из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. В этом монастыре старец и отошел ко Господу 11 июля 1993 года.

    В 2019 году Константинопольской Православной Церковью причислен к лику святых.

    Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Кроме книги «Старец Силуан», можно отметить такие творения, как «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть».

     

    Подготовила Екатерина Баринова

    Газета “Православный Симбирск”

    № 12 (572) 22 июня 2022 г.