Иерей, монах, епископ

    160 лет назад в селе Волмы Вятской губернии в семье диакона Иоанна Трапицина и его супруги Клавдии родился будущий Симбирский архипастырь – архиепископ Александр (Трапицын). На долю владыки выпало множество скорбей: смерть жены, архиерейский крест, голод в епархии, гонения со стороны советской власти… Претерпев все тяготы и лишения, он получил главную награду христианина – вечное ликование в Царствии Божием.

     

    Одаренный семинарист

    О детстве и юности будущего архипастыря мало что известно. Александр (имя будущего владыки в постриге не изменилось) окончил Вятское духовное училище и семинарию. В числе лучших выпускников был отправлен в Казанскую духовную академию, где учился за казенный счет и считался одаренным учеником. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя Вятского духовного училища. В том же году он женился, а в феврале 1889 года принял диаконский и затем священнический сан.

     

    Монашеский путь

    Семейная жизнь пастыря продлилась недолго: в марте 1892 года у отца Александра родился первенец, а в июле священник овдовел. На протяжении нескольких лет после смерти жены отец Александр задумывался о монашестве. 26 февраля 1900 года его размышления воплотились в жизнь.

    Вскоре после пострига иеромонаха Александра назначили исполняющим должность ректора Вятской духовной семинарии. Летом 1901 года – ректором Калужской семинарии с возведением в сан архимандрита. Господь уготовил для отца Александра служение Церкви в новом достоинстве. 12 декабря 1904 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.

    В своем кратком ответном слове после вручения архиерейского жезла владыка сказал: «Измлада наученный во всех затруднительных путях своей жизни возлагать упование на помощь Божию, я и ныне в сей знаменательный для меня день и час жизни нахожу для себя ободрение против страха перед своими немощами в вере и надежде на всесильную благодать Божию».

    В те годы не принято было служение викарных архиереев в городах викариатства, и в первый раз епископ Александр прибыл с визитом в Муром лишь через два года после хиротонии. Он пробыл там четыре дня, на протяжении которых совершал богослужения и утром, и вечером. В один из дней владыка возглавил многолюдный крестный ход из Благовещенского монастыря в городской собор. За время пребывания в Муроме он посетил все учебные заведения и церковно-приходские школы города, везде сделав пожертвования.

    В июне 1912 года архипастырь получил назначение на самостоятельную Вологодскую кафедру.

     

    Кафедра в Симбирске и вызовы времени

    13 июля 1920 года согласно Указу Священного Синода Преосвященный епископ Вологодский Александр был назначен на Симбирскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В начале сентября того же года владыка Александр прибыл на место нового служения.

    Время приезда владыки в Симбирск совпало с усиливающимися гонениями на Церковь со стороны большевистской власти, а также с новыми испытаниями. 1921 год, как и следующий 22-й, вошли в историю страны как период невиданного по своим масштабам и ужасным последствиям голода. В 1922 году патриарх Тихон обратился к чадам Церкви Христовой с воззванием, в котором призвал верующих вносить пожертвования для спасения голодающих. Глава Церкви также благословил клир передать власти церковные драгоценности, не имеющие богослужебного назначения.

    20 марта 1922 года Симбирский епархиальный совет рассмотрел полученное из Священного Синода «Положение об участи Православной Русской Церкви в деле помощи голодающим». Во главе с архиепископом Александром совет постановил: «Так как Симбирская губерния принадлежит к разряду особо пострадавших в сем году от неурожая хлеба, то просим губисполком предоставить право Епархиальному Архиепископу и Алатырскому Епископу войти в сношение с известными им епархиальными и уездными архиереями на предмет привлечения от них пожертвований на Симбирскую губернию и предоставить им право сообщить о степени голода в пределах Симбирской губернии». Архиерей прекрасно понимал, что от церковных ценностей голодающим землякам достанется лишь малая часть. Он всячески способствовал сбору продуктов питания и старался не допустить прямого сопротивления духовенства и верующих властям.

     

    Церковная смута

    В мае 1922 году патриарх Тихон был взят под домашний арест в Донском монастыре по обвинению в организации сопротивления властям в изъятии церковных ценностей, а также контрреволюционной деятельности и помощи белогвардейцам. Антонин (Грановский) был возведен обновленцами в сан «митрополита» Московского. В то же время 37 архиереев перешли на сторону новосформированной при поддержке ГПУ организации – обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). От ВЦУ по епархиям были разосланы так называемые уполномоченные.

    В Симбирск прибыл обновленческий уполномоченный, священник Александр Воецкий. В епархии раскол никто не понимал, владыка его не принял, о чем уполномоченный тут же доложил в ВЦУ. Оттуда незамедлительно последовало постановление, которым архиепископ Александр (Трапицын) «уволен без прошения за контрреволюционную скверну».

    Это решение было полной неожиданностью как для самого владыки, так и для всей епархии. 27 июля 1922 года в Троицком кафедральном соборе состоялось срочное собрание духовенства и мирян Симбирска, на котором было составлено обращение в Симбирский губисполком. Священники и верующие города заступились за своего архипастыря и поручились, что «в будущем со стороны архиепископа Александра не будет никаких противоправительственных выступлений». Народ взял на себя ответственность за все действия своего архиерея.

    После обнародованного признания ВЦУ административно-исполнительным органом по управлению Церковью, владыка был вынужден формально признать легитимность власти обновленцев. На деле же он хранил епархию от их губительного влияния. Однако вскоре это стало невозможным, поскольку контроль ВЦУ стал тотальным. В конце концов архиепископ Александр принял решение отправиться на покой, оставаясь проживать в Симбирске.

    После освобождения патриарха Тихона началось массовое возвращение епархий под власть главы Церкви. Он объявил обновленцев раскольниками, а все их действия безблагодатными. С прибытием на Симбирскую кафедру каноничного, назначенного патриархом архиерея – епископа Виссариона (Зорнина) – владыка Александр остался жить в Ульяновске на покое и помогал епископу Виссариону, пока тот не уклонился в григорианство. В 1928 году архиепископ Александр получил назначение на Крымскую кафедру. В том же году его перевели в Самарскую епархию, которой он управлял до 1933 года.

     

    Объединивший  «всех безместных попов»

    Летом 1933 года против владыки Александра было возбуждено уголовное дело. Власти обвинили его в том, что он являлся «руководителем контрреволюционной группы церковников». Следствие приговорило его к трем годам ссылки на Урал. В 1936 году архипастырь вернулся в Ульяновск, однако служить здесь было негде: почти все храмы стояли закрытыми. Тогда он переехал в Куйбышев, где получил разрешение правящего архиерея служить в Петропавловском храме.

    В 1937 году гонения на Церковь усилились, и почти все духовенство Куйбышева было арестовано. Был заключен и архиепископ Александр. Следствию не удалось добиться от старца самообличающих показаний и лжесвидетельств на других людей. Архиерея обвинили в том, что он «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок…»

    21 декабря 1937 года тройкой НКВД 75-летний архиепископ Александр, а также несколько священников, проходивших с ним по одному делу, были приговорены к расстрелу. 14 января 1938 года приговор был приведен в действие. Всех расстрелянных похоронили в общей могиле, местонахождение которой неизвестно.

    В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученик Александр (Трапицын) был причислен к лику святых. Церковь молитвенно вспоминает священномученика Александра 14 января, а также 12 августа, в соборе Самарских святых.

     

    Екатерина Баринова

    № 22 (582) 23 ноября 2022 г.