После смерти царя Соломона единое государство, объединявшее двенадцать колен еврейского народа, разделилось на два царства – Иудейское и Израильское. Вскоре после этого израильские цари отпали от почитания истинного Бога и стали поклоняться идолам, развращая свой народ.
Во время правления царя Ахава и его жены-язычницы Иезавели, приносивших жертвы божеству Ваалу и сконявших к этому народ, на пророческое служение вышел великий ревнитель и свидетель Божией славы и могущества – Илия Фесвитянин. Будущий пророк родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда младенец появился на свет, его отцу Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с ребенком, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.
Господь послал его к царю Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала страшная засуха. Сохраняя пророка, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Пищу пророку приносили вороны. Когда поток высох, Господь послал пророка в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему лепешку из последней горсти муки и остатка масла. По молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы праведник сотворил и другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Господь послал пророка Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия.
Произошло это при следующих обстоятельствах. Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертву, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он. Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который окружал жертвенник. Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.
Жена Ахава Иезавель хотела убить Илию. Чтобы спасти свою жизнь, пророку пришлось скрываться в Синайской пустыне – в пещере на горе Хорив, где он удостоился явления Господа.
Ко времени царствования Иорама (сына Ахава) Илия приобрел огромный духовный авторитет не только в Северном, но и в Южном царстве. Он действовал уже не один. Ему помогал верный ученик Елисей.
Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия направился в пустыню за Иордан – как повелел ему Бог. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим плащом (милотью) по водам Иордана. Река расступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя…». Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4 Цар. 2, 9), – ответил Елисей, понимая, что он слабее Илии и для исполнения пророческого служения ему нужна особая благодать. Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница разделила собеседников, и Илия живым был взят на небо на ней. К ногам Елисея упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.
Пророк Илия появляется в Новом Завете во время Преображения Господня: вместе с пророком Моисеем он явился на горе Фавор, чтобы беседовать со Христом. По преданию Церкви, пророк Илия вновь придет на землю: он будет предтечей Второго пришествия Спасителя, будет обличать беззакония антихриста и во время проповеди примет телесную смерть.
Газета «Православный Симбирск»