«Эта книга, – сказал святитель Иоанн Златоуст, – может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым». Мы читаем ее в самый светлый и радостный период богослужебной жизни – от Пасхи до Пятидесятницы. Сегодня мы говорим о Книге Деяний святых апостолов.
Книга Деяний – вторая часть исторического труда апостола Луки, богословской целью которого было показать божественные пути истории спасения. В предисловии он обращается к некоему христианину Феофилу и указывает на свою «первую книгу», в которой написал о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1) – на третье каноническое Евангелие, которое было написано для того же Феофила. Удивительно, но именно благодаря человеку, о личности и биографии которого практически ничего не известно, было создано очень точное и яркое повествование о существовании ранней христианской Церкви. Евангелие заканчивается Вознесением Христа на небо, и с этого же события начинается Книга Деяний: оно полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной.
Мы движемся от Пасхи до Пятидесятницы, дня схождения Духа Святого на апостолов. Словосочетание «Дух Святой» упоминается в Деяниях 56 раз, будто вновь и вновь утверждая истину: Церковь – это организм, который дышит Духом Святым. Она рождается в момент Сошествия, и дальнейшее бытие Церкви – это жизнь в Духе и с Духом.
Дело не человеческое
В Книге Деяний описаны ключевые моменты возникновения, становления и распространения Церкви от Иерусалима до Рима в период приблизительно с 30-х по 60-е годы по Р.Х. Деяния заканчиваются тем, что апостол Павел приходит в Рим, и это очень символично. Главный апостол попадает в главный на то время город мира. Евангелие (в лице апостола) пришло в Рим – значит, оно будет звучать по всей земле. И действительно, еще при жизни апостолов благая весть была проповедана во всем цивилизованном мире, по всей Римской империи.
Всего в книге 28 глав. Условно ее можно поделить на две смысловые части. В первой (1–12-я главы) повествуется по преимуществу о трудах апостола Петра в Палестине и о Церкви из иудеев. Во второй (13-28-я главы) – о миссии апостола Павла и о Церкви из язычников. Говоря об апостолах Петре и Павле, апостол Лука рассказывает нам всю историю Древней Церкви. Он движется не от события к личности, а от личности к событию. Через человека – к эпохе.
В начале повествования содержатся наставления и обетования Господа апостолам, описание Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Перед нами раскрывается множество примеров апостольской проповеди перед языческим обществом и мгновенный результат ее воздействия – крещение слушателей. Мы видим исполнение пророчеств Спасителя о чудесах, которые апостолы совершают Его именем – исцеляют хромых от рождения людей, подымают на ноги расслабленного, воскрешают умерших.
Мы становимся свидетелями того, как апостолы, со всеми своими немощами, человеческими недостатками, после сошествия на них Духа Святого преображаются, становятся будто бы другими людьми. Безбоязненно, с великим мужеством и самоотверженностью, несмотря на все преследования, они проповедовали учение Христово по всем концам греко-римского мира и в короткий срок основали множество христианских общин. Книга Деяний ярко доказывает: проповедь апостолов – это дело не человеческое, а Божие.
Как жили первые христиане?
На страницах первых глав Деяний также можно познакомиться с жизнью и нравственным обликом первой христианской общины в Иерусалиме, которая имела одно сердце и одну душу (Деян. 4, 32), что было полной противоположностью жизни всего остального современного апостолам мира, утопавшего в эгоизме и пороках.
При этом апостол Лука не стремился приукрасить действительность – он честно рассказывал не только о светлых эпизодах из жизни древних христиан. В Книге Деяний можно найти упоминание и о тех нестроениях, искушениях, которые преодолевались первыми учениками Спасителя. Например, говоря о Воскресении Христа, апостол рассказывает о великой радости, которую испытывали Его ученики, в течение сорока дней общаясь с Воскресшим Спасителем. С другой стороны, перед нашими глазами предстает печальная картина – апостолы даже после Воскресения продолжали считать, что Иисус Христос должен стать земным царем, который даст им править Израилем. Свое видение они смогли изменить лишь в день Пятидесятницы.
В первую христианскую общину сразу стали проникать страсти человеческие, и апостолы, как пастыри, были озабочены этим. В 5-й главе Деяний описано страшное наказание, постигшее Ананию и Сапфиру, которые продали свое имение и утаили его цену от общины.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись ученики Спасителя, было непонимание и неприятие христианства иудеями. Противостояние закончилось полным разрывом иудаизма и христианства. Произошло это после 70 года, когда Иерусалимский храм был разрушен.
Свидетельство о Христе
Самое важное в этой книге, конечно, то, что она, как никакая другая книга, свидетельствует о Воскресении Христовом. Ярким доказательством этой главной истины христианства служат чудеса, совершенные апостолами. Книгу Деяний часто называют исторической книгой. Но ее историчность заключается не в описании событий прошлого. Будет ошибкой считать Деяния учебником по истории христианства времен апостолов. Эта книга – свидетельство о Христе, пример живой проповеди учеников Спасителя, укрепляемых Духом Святым. Она обращена ко всем нам – составляющим Церковь сейчас: именно в ней можно найти ответ на вопрос о том, каким должен стать человек, принимающий это свидетельство. Мы призваны не просто узнать об апостольских временах – мы должны жить так, как заповедали учителя веры.
Екатерина Баринова
Газета «Православный Симбирск»