Под словом «миссия» в церковной среде понимается особое служение – проповедь Православия тем людям, которые себя с ним не ассоциируют.
Как миссионеру искать свою аудиторию? Где черпать идеи для бесед? Как найти общий язык с молодежью? Гость нашего номера сегодня – настоятель Георгиевского храма в Нахабине, блогер, миссионер иерей Павел Островский.
– Отец Павел, Вы много занимаетесь миссионерской деятельностью. На людей какого возраста Вы ориентируете свои выступления?
– Я не могу «заказывать» себе аудиторию. Каждая публикация или ролик в интернете находит отклик у разных людей. Одни видеоролики по душе только молодым людям, другие подходят людям солидного возраста – это видно из комментариев.
– Сегодня существует несколько православных телеканалов, радиостанций, священники ведут миссионерскую работу в интернете. Какой вариант, по Вашему мнению, самый действенный?
– Нужно идти с проповедью туда, где есть аудитория. Если бы сегодня люди сидели в библиотеках, то мы были бы там. Прежде чем начать проповедовать, если есть возможность, нужно подстроиться под людей, к которым идешь. Известный принцип апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
– Где Вы черпаете идеи для блога и разговоров?
– В Новом Завете и в толкованиях Писания. В последнее время я часто слышу разговоры о том, что творения святых отцов устарели. Мне кажется, это происходит оттого, что люди не читают их в принципе и таким образом оправдывают отсутствие своего интереса. Книги отцов Церкви могут показаться скучными, как и вся духовная жизнь, если их не любить. И жена для мужа может стать скучной, если муж смотрит на сторону и начинает видеть в жене одни недостатки.
Когда я читаю Писание, то нахожу идеи, которыми хотел бы поделиться с окружающими. Но сначала стремлюсь реализовать все в своей жизни. Не нести эти мысли сразу в массы, дабы спасти всех, а все-таки, по слову преподобного Серафима Саровского, спасти сначала себя, чтобы вокруг спаслись тысячи.
– Как Вы находите общий язык с молодежью?
– Единственный язык, на котором нужно говорить со всеми людьми, – уважение: к старому и к молодому, к ученому и к совершенно безграмотному. За каждого из этих людей распялся Христос. Второй важный совет – нужно меньше говорить и больше слушать.
– На какие вопросы Вам приходится отвечать чаще всего?
– Я слышу самые разные вопросы. Заметил, что люди обычно постепенно раскрываются в разговоре – они не сразу начинают говорить о том, что их по-настоящему волнует, а задают простые вопросы, будто проверяя священника. Если диалог налажен, то человек раскрывается. Люди приходят в большинстве своем с болью. Мало кто приходит с желанием узнать что-то о Христе. Так было и во время жизни Спасителя: люди приходили к Нему, чтобы исцелиться от своих недугов. Какой бы ни был запрос у человека, задачей священника остается соединить его со Христом, а не привлечь к себе внимание. Дать благодать и духовные силы способен только Бог.
– Вы много времени тратите на миссионерство и приход. Остается ли время на общение с семьей?
– На самом деле я много времени трачу как раз на приход и семью, а вся остальная деятельность для меня является внешней. Приход и семья для меня – это большая и малая семьи, с которыми я связан церковными таинствами – священства и брака. Моя семья – это тыл и душевное питание, Литургия – духовное питание. Только оставшееся от двух семей время я могу раздать кому-то еще.
– Отец Павел, Вы – отец троих детей. Скажите, как привить детям любовь к Церкви и к Богу? Как вести себя, если подросток бунтует против веры?
– Папе и маме нужно любить Господа, и ребенок, глядя на них, тоже полюбит Его. Все духовное прививается только через личный пример. Если дети видят, что родители верующие и стараются исполнять слова Евангелия дома, то и дети рано или поздно приходят к Богу.
Все подростки максималисты. Когда они заходят в храм, то внимательно следят за людьми – не расходятся ли у них слова с делами. Если они не видят в людях страха Божия, то разочаровываются и уходят из Церкви. Одна 14-летняя девушка сказала своему верующему отцу: «Я не знаю, есть ли Бог, но восхищаюсь твоей верой». На мой взгляд, это и есть настоящее воспитание.
– Вы много лет в сане. Как меняется священник с годами? Не было ли у Вас ощущения пастырского выгорания?
– Лично во мне ничего глобального не поменялось. Хочется сохранить страх Божий до конца своих дней. Говорят, что с годами приобретается мудрость. Я не знаю, приобретаю я ее или нет. Как говорил Жванецкий: «Вместе со старостью приходит мудрость. Но иногда – только старость». Что касается выгорания, то оно может коснуться абсолютно любого человека – выгорают не только пастыри. Обычно оно происходит в тот момент, когда человек начинает надеяться только на свои силы. Иногда это называют «кризисом среднего возраста» или как-то еще. В этот момент человек пустеет, потому что он посчитал себя источником света, будучи простой лампочкой. Изначальный аккумулятор или тот заряд энергии, который дал Господь, заканчивается. Если священник помнит о том, что не он источник благодати, если смиряется и понимает свое место, тогда он не выгорит – Господь ведет такого человека. Об этом замечательно сказал апостол Павел: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6, 3).
– Есть ли у Вас духовный ориентир, на который Вы равняетесь?
– Господь так устроил, что я занимаюсь миссионерской деятельностью, поэтому я равняюсь на святых миссионеров – на апостола Павла, в честь которого меня назвали, святых равноапостольных Косму Этолийского и Николая Японского. Они задают мне высокую планку, которой я пытаюсь соответствовать.
Беседовала Екатерина Баринова
Газета «Православный Симбирск»