На пути в Иерусалим Спаситель переходит к теме Своего Второго пришествия и призывает учеников к духовной бдительности.
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12, 35-40).
С Воплощением Христа Царство Небесное пришло на землю, и через Православную Церковь можно быть духовно причастным этому Царству, однако пока оно не явно присутствует среди нас. Во всей полноте Царство Божие откроется после Второго пришествия Христа и всеобщего воскресения мертвых.
В Священном Писании Господь часто говорит о Царствии в образах брачного пира, с которым связаны радость, изобилие, покой и отдых. Вот и в притче о бодрствующих слугах звучат отголоски брачной темы – ночью слуги ждут возвращения своего хозяина с брачного пира. Для построения притчи Господь использует бытовой контекст Своей эпохи: обычаи, которые были всем знакомы.
Рабы должны быть готовы встретить господина ночью в любое время. Срок Второго пришествия Христова неизвестен – оно может произойти в любой момент, – поэтому всякий верный служитель Божий должен проводить свою жизнь так, чтобы каждый день быть готовым к встрече со Спасителем.
Под пришествием Господним можно понимать и смерть каждого из нас. Никто не знает времени своей смерти, а потому всякий должен постоянно помнить о ней и быть готовым к переходу в вечность. Святитель Феофан Затворник с горечью писал: «Смерть все решает, за нею – итог жизни, и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность: доброе стяжал – блага участь твоя, злое – зла… Но не подивиться нельзя, как мало об этом думается. Все мы знаем, что вот-вот смерть, что избежать ее нельзя, а между тем совсем почти никто о ней не думает. И то еще, когда даже схватывает смертельная болезнь, все не думается, что конец пришел». Уже ветхозаветная мудрость призывала: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Идея ответа перед высшей реальностью за прожитую жизнь веками отрезвляла от греховного морока этого мира тех, кто ее принимал.
О бодрствовании слуг свидетельствует то, что они препоясаны. Препоясание – это специальный элемент одежды, который использовался в путешествиях, при выполнении работ и визитах к начальствующим. Длинные восточные одежды, которые носили в Палестине, мешали при быстрой ходьбе – тем более при беге – и работе, поэтому их подтягивали особым поясом. «Препоясанные чресла» – это ветхозаветная метафора готовности без промедления выступить в путь. Например, перед бегством из Египта Бог велит израильскому народу вкушать пасхального ягненка так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью (Исх. 12, 11). Образ препоясания неоднократно используется в апостольских Посланиях, адресованных первым христианам. Апостол Павел в Послании к Ефесянам призывает: станьте, препоясав чресла ваши истиною (Еф. 6, 14), а апостол Петр говорит: возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13).
О готовности раба встретить своего господина в любое время ночи также свидетельствуют зажженные светильники. Преподобный Максим Исповедник видит в образе горящего светильника из притчи молитву, богомыслие и духовную любовь, а в препоясании – воздержание. Ведь все это просвещает душу человека, сообщая ему силы проводить добрую христианскую жизнь.
Если ночью в доме горел свет, это означало, что там кого-то ждут. Брачный пир обычно заканчивался поздно, иногда под утро. В переводе на наше время вторая стража ночи – это период с 22:00 до 00:00, а третья – с 00:00 до 3:00. Указания на вторую и третью стражи ночи являются намеком на задержку Второго пришествия, которое Господь откладывает по Своему милосердию и долготерпению.
В притче хозяин дома ведет себя необычно по отношению к своим слугам: вернувшийся с брака и уставший, он сам накрывает рабам стол и прислуживает им за трапезой. Здесь нарушается порядок, привычный для современного Христу общества, – в притче слуга и хозяин меняются ролями. Хозяин дома – Сам Спаситель, Сын Человеческий, как Он часто называл Себя. В Евангелии Христос часто озвучивает эту парадоксальную идею: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Особенно ярко пример такого смиренного служения Он показал ученикам на Тайной Вечере, когда препоясался и омыл им ноги. Господь умеет благодарить и вознаграждать! Евангелие обещает христианам самую ценную награду – вечную жизнь, или, что то же самое, Царство Небесное. Поэтому в притче слуги, достойно встретившие своего господина, названы блаженными.
Чтобы подчеркнуть необходимость для христианина внутренней собранности, трезвомыслия и бодрствования в настоящей жизни, Христос приводит еще одну бытовую картину. Домовладыка вынужден постоянно заботиться об охране дома, где, по-видимому, имеются немалые ценности, так как не знает времени, когда нападет вор. В древности распространенным способом незаметно проникнуть в чужое жилище был подкоп.
В духовном плане этот образ означает заботу христианина о добродетельной жизни, которая постоянно подвергается нападениям со стороны духов злобы, пытающихся расхитить храм души и вместо прекрасных сокровищ Духа наполнить его богомерзкими страстями. Апостол Павел призывает христиан Ефеса: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11-12). Этот призыв спустя 2000 лет остается для нас актуальным, так как законы духовной жизни не изменились.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»