Главная / Публикации 2022 год / Пост: верность в малом

    Пост: верность в малом

    В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?… Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом. Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны.

     

    Эти письма адресованы семье известного московского художника П.П., имя которого, по желанию родных, при публикации личной переписки не раскрывалось. В 1935 году произошло знакомство художника с архимандритом Вениамином, который в то время (в 1932–1938 годах) жил во Владимире под надзором властей, на положении ссыльного. Эта встреча стала началом глубокого духовного общения. Отец Вениамин не раз останавливался в доме художника в Москве, гдеон мог работать над своими богословскими трудами. Когда же он был вынужден подолгу оставаться во Владимире, общение шло посредством переписки. Причем в то время письма никогда не отправлялись по почте, а передавались через близких людей.

    До встречи с архимандритом Вениамином семья П.П. жила, по их словам, «в большей степени проблемами эстетическими, нежели богословскими, церковными». Видя искреннюю расположенность к вере самого художника, его супруги и сыновей, отец Вениамин начал с самых азов раскрывать им «науку из наук» — учить их внимательной внутренней духовной жизни. В письмах он объясняет: что такое спасение, как его достигнуть, что нужно для этого делать?

    Многие святые говорили о том, что цель христианской жизни — обожение человека, стяжание Святого Духа. Часто эти слова кажутся нам далекими от нашей реальной жизни. Будущий владыка, почти наш современник, говорит своим чадам о том же, доступно объясняет, исходя из своего личного опыта — из того, что он глубоко пережил сам.

    Переписка прервалась в июне 1938 года, когда отец Вениамин вновь был арестован. Три поколения семьи П. — адресатов его писем — считали и считают его духовным отцом и наставником. В семье бережно хранится его бесценное наследие — письма. Большая их часть была опубликована впервые в 2017 году в издательстве Троице-Сергиевой Лавры, в первом томе трехтомного собрания сочинений епископа Вениамина (Милова).

    В преддверии Рождественского поста публикуем отрывки из писем, в которых затрагивается тема поста и самоограничения.

    ***

    Как есть в мире вещественные силы — электричество, паровая сила, сила тяготения, так есть здесь еще более поразительная сила — благодать. Она является только чистоте, простоте, смирению и труду. Под трудом же разумею несение подвига непрестанного внимания к имени Божиему, к оказанию доброты и подавлению личных желаний ради блага других, а также подвига отказа от разлива чувственных влечений. На первых шагах трудничества ради Бога надо поставить себя в рамки, сторожить над собой и необходимо не столько говорить, сколько делать. После таких-то опытов дисциплинирования себя, душевного и телесного, Господь и благоволит открывать Себя действием внутри человека.

    ***

    Заметьте, что характер нашей жизни есть душевно-телесный. В искусствах, науке, в устроении земного быта своего у нас работает более природа, силы души нашей. Но задача нашей земной деятельности клонится не к тому, чтобы умереть культурным человеком, насыщенным благами земли,— а в том, чтобы свою природу положить в силу Божию, эту силу Божию восчувствовать, приумножить в себе подвигом, страданием, научиться носить ее во плоти, одухотвориться ею и в таком облагодатствовании отойти к Богу, для более совершенного единения с Ним и зрения Его лицом к лицу во Христе. Вот совместить занятия земли с долгом своего, так сказать, обожествления и трудно. Мы нагоняем лоск приличий и светской вылощенности обычно совне, а нужно облагораживаться собственно изнутри, влияниями самого Господа Иисуса Христа.

    Спрашивается, как же это возможно? Постепенным обращением себя к личному молитвенному единению с Господом, к благоговейно смиренному поведению пред Ним и к смиренно мужественному перетерпливанию домашних огорчений с восстановлением общего мира после каких бы то ни было искушений. Вот следующая ступень, на какую надо подниматься вам.

    Заметьте еще такую подробность: молиться мешают люди и многоутешность чревонасыщения. Сладкопитание огрубляет душу. Когда вы после умеренного, но сладкого обеда попробуете молиться, тогда никоим образом не придете в сокрушение сердца. Отсюда вывод такой: раз от нас требуется какое-то очищение и утончение телесности для молитвенного общения с Богом, а сил на такие отказы не имеется у нас, то остается одно — начать утром и вечером просить у Господа пробуждения в нас желания и сил к телесному самоограничению. Жирного надо меньше кушать, чтобы сердце всегда было утончено, чутко и чисто. Говорите в молитве по нескольку раз утром и вечером после молитв обычных слова: «Господи! Пробуди во мне желание и силу к посту, молитве и непрестанному покаянию!»,— или: «Господи! Имиже веси судьбами склони меня к посту, молитве и сокрушению сердца»…

    Пока в питании не придем мы к умеренности, не вымолим себе действия силы, помогающей побороть чревоугодие, до тех пор молитва будет идти плохо. Слова не будут долго ложиться в сердце при чтении молитв без наличия самоограничения.

    ***

    Самоотречение — не самоцель и пост — не добродетель. Они — способы утончения, раскрытия себя пред Богом. В данную же раскрытость влагает Господь действие силы, когда ведает. Пострадай, изъяви на деле готовность слушаться Бога, тогда и познаешь Спасителя в действии Его внутри. Тогда по-новому воспринимается Писание и зрение на все будет другое.

    ***

    Скоро пост… Меню вам: грибное — только никогда не с вермишелью. Это — голодно, а — с картофелем и крупой. Хороша гречневая каша, горох; всякие иного рода каши допустимы. Даже сладкое что хотите делайте. Но качество пищи необходимо соблюсти в порядке устава Церкви, хотя бы это было тяжело. Сытым можно быть и здесь. За жертву и милость Божия придет. Без жертвы нет спасения.

    ***

    Ввиду немощи пусть подвиг ваш будет в одной перемене качества, рода пищи; а время питания, количество и род постной пищи пусть останется в вашем ведении, лишь бы не уныли ваши души. Как дорого будет пред очами Отца Небесного то ваше самопожертвование, когда вы присоединитесь ко всей Вселенской Церкви в подвиге поста.

    ***

    Теперь немного еще о чревоугодии. Постарайтесь впредь среду и пятницу хранить нерушимо. Никогда не разрешайте себе тогда молочного и мясного. Не беречь названных дней — значит слишком малодушничать в саможалении. Лучше скоромное отдать, если оно остается, чем съесть. Меньше греха в обречении скоромных продуктов даже на порчу, чем в использовании их вопреки воле Божией. Никаких компромиссов тут не должно быть и ни под каким видом. Это закон до гроба. Если колебаться еще в этих вопросах питания, то нельзя тогда ничего выполнить в христианстве с постоянной верностью Господу в малом.

    ***

    Знайте, что счастье наше вот в чем: когда к человеку приходит сила Божия и напоит его, как губу, живой своей водой, тогда он, упоенный, насыщенный, ничего уже не желает: ни телесных удовольствий, ни сладкой пищи, ни земных удобств, ни зрелищ, ни сладких чувственных впечатлений вообще…

    Вот этого-то упоения действием Божиим я и желаю вам. Для силы благодати мы, пока не отрешились от греховных расположений, представляем закопченное стекло. Протирается это стекло понуждением себя к молитве, чистой исповедью, слезами сокрушения и действием Святых Даров. Пока нет у нас отказа от привычных расположений, до тех пор лишь в меру нашей решимости приходит к нам и действие Божие.

    …Вот с этой точки зрения смотрите и на предстоящий пост. Я страшно жалею вас при мысли, что вам нелегко будет отказаться в предстоящий пост от скоромной пищи. Но здесь вопрос в том, что чему вы предпочтете: Божие ли, небесное — земному или земное — небесному.

    Православие и современность