Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Подготовка к Великому посту

Подготовка к Великому посту

В 2021 году начало Великого поста приходится на 15 марта. В церковном году это время наиболее строгого воздержания, который предваряет главный христианский праздник – Пасху.

Человек не может резко изменить образ жизни. Комплекс упражнений на тренировке не выполняют без разминки. Необходимо время для того, чтобы психологически и физически подготовиться и плавно вступить в Великий пост. Поэтому за месяц церковный устав начинает готовить верующих к началу предпасхального поста.

Этот период делится на несколько этапов, каждый из которых начинается воскресным днем. На воскресных литургиях в эти дни положено читать особые евангельские отрывки – их сюжеты отражены в знакомых нам названиях: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде. Кстати, словом «неделя» в языке церковного богослужения обозначается воскресный день, а не семидневный период. Для последнего употребляется слово «седмица».

О Закхее – 14 февраля

Первый сигнал, который возвещает приближение поста, – это воскресное евангельское чтение о Закхее (см. Лк. 19, 1-10). Через семь дней начинается первая подготовительная седмица – «О мытаре и фарисее».

Пост – это особое время покаяния, то есть оценки прожитой жизни в свете нравственных требований Евангелия. Такой оценки, которая побуждает к действию, желанию изменить жизнь. Рассказ о Закхее именно об этом.

Христос проходил через Иерихон. Его окружила толпа, к Нему невозможно было подступиться. Закхей, человек маленького роста, занимавший должность начальника мытарей (сборщиков налогов с евреев в пользу римской власти), так сильно захотел увидеть Спасителя, что залез на дерево – смоковницу. Его желание привлекло внимание Христа, и Он вошел в дом мытаря, несмотря на крики осуждения. Профессия Закхея была связана со взяточничеством, нечестностью, грабежом. Мытарь любил богатство, но в нем все сильнее зрело и пробивалось наружу желание чистой жизни, встречи со Христом.

Покаяние начинается с осознания своей греховности, с желания измениться, на которое откликается Бог. Итог – Закхей исправил свою жизнь: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).

Неделя о мытаре и фарисее – 21 февраля

Это первая подготовительная седмица к Великому посту. С нее начинается пение Триоди Постной – специальной богослужебной книги, молитвенно-покаянные тексты которой будут сопровождать верующих на всех великопостных службах. Эта седмица является сплошной: с воскресения 21 февраля до воскресения 28 февраля устав разрешает вкушать любые продукты.

Притча

В первую подготовительную седмицу ставят в центр внимания притчу о мытаре и фарисее. Притча – это краткий рассказ, в котором используется метафорический язык для выражения какой-либо нравственной истины.

Спаситель часто обращался к народу и ученикам притчами. Из Евангелий видно, что апостолы не всегда понимали их смысл и просили Христа истолковать. Образный ряд, использованный в таких рассказах, был взят из реалий повседневной жизни обитателей Палестины. Слушатели знали эти образы, но всегда ли они понимали тот нравственный смысл, который заключало в себе иносказание?

Сам жанр, в отличие от прямого сообщения, затрудняет понимание информации. Для постижения сказанного необходимо усилие со стороны слушателя. Всякий раз человек отыскивает понимание, созвучное своему состоянию и развитию в данный момент, поэтому притчи всегда остаются актуальными.

Притча о мытаре и фарисее (см. Лк. 18, 10-14) рассказывает о двух людях, которые пришли в Иерусалимский храм помолиться Богу. Мытарь как сборщик податей со своих соплеменников в пользу римских поработителей был окружен презрением в иудейском обществе, считался предателем и грешником. Фарисей являлся представителем правящей иудейской партии, авторитетом в религиозных вопросах и толковании Священного Писания. Он начал молитву с благодарения Богу за тот праведный образ жизни, который ведет, но вместе с этим осудил других и превознесся над ними. Мытарь же осознал свои грехи и попросил лишь: «Боже! Милостив буди мне грешному». Его молитва была более угодна Богу,«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

Таким образом, фарисей становится символ гордости, а мытарь – смирения.

Богослужебные особенности

Песнопения Триоди Постной, которая начинает петься с этого дня, содержат различные вариации на тему гордыни и смирения – первой христианин старается всячески избегать, ко второму – стремится. Покаяние и молитва не совместимы с гордостью, поэтому в первой же стихире мы слышим призыв: «Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя перед Богом, как мытарь в дни поста, взывая: «Будь милостив, Боже, к нам грешным!»» Тема смирения и гордости находит отражение и в тропарях канона на утрени в контексте предстоящей в дни поста усиленной духовной борьбы. Например, в седьмой песни канона читаем тропарь: «Праведных уловляя, обманщик [т.е. диавол] действием тщеславия грабит их, грешных же связывает отчаяния сетями; но мы от обоих этих зол, ревностно подражая мытарю, избавиться постараемся».

С Недели о мытаре и фарисее на воскресном всенощном бдении появляется группа особых покаянных песнопений «Покаяния отверзи ми двери…», – они будут сопровождать нас весь Великий пост. Традиционно, эти песнопения исполняются специальным умилительным напевом, выражающим смятение души, пребывающей во грехах, и ее радость от покаяния и сопряженного с ним животворящего действия Божией благодати.

Добродетель смирения особенно актуальна в условиях современной жизни, требующей от человека постоянного хвастовства и саморекламы, чтобы что-то значить, чтобы уважали, не забыли. Когда этот «мыльный пузырь» лопается, человек, сброшенный с иллюзорного пьедестала, остается один на один с самим собой и выращенной внутри пустотой. От такой плачевной участи и защищает добродетель смирения.

Иерей Димитрий Трофимов

№ 3 (539) 10 февраля 2021 г.