Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Христианский путь Ивана Гончарова

Христианский путь Ивана Гончарова

В прошлом месяце мы начали разговор о музеях Ульяновска и области. В одном номере невозможно полностью охватить все музеи города. Поэтому мы продолжаем раскрывать эту тему. Сегодня мы поговорим об историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова. Все мы знакомы с великим писателем и земляком еще со школьной скамьи:  читали роман «Обломов» и другие произведения. Но так ли хорошо мы знаем самого Ивана Александровича: был ли он верующим, посещал ли богослужения? Корреспондент «ПС» побеседовал с сотрудниками центра-музея – Ириной Маршаловой и Антониной Лобкаревой.

– Что из себя представляет музей? По какому принципу он создан?

-А.Л.: Музей организован по принципу воссоздания атмосферы быта эпохи писателя. Раздел экспозиции имеет свой временной период: жизнь в провинции и в Петербурге. Симбирская часть несет в себе светлую, уютную атмосферу: в комнатах висят иконы, лубки на сказочные сюжеты,  в детской лежат игрушки. Комнаты Петербурга – это имперский мир, где Иван Гончаров состоялся как писатель. Роскошная мебель, портреты писателя, первые издания его произведений, старинные книги…  Экспозиция создавалась в соавторстве с музейным сотрудником и художником Виктором Академовым. Без его участия все выглядело бы скудно: только документы и книги.

– Как писатель познакомился с верой?

– А.Л.: У Гончарова была глубоко верующая мать – Авдотья Матвеевна. По воспоминаниям племянника Ивана Гончарова, Александра Николаевича, в ее комнате висел портрет блаженного Андрея Ильича. Как и многие симбиряне, Авдотья Матвеевна почитала святого. И сейчас в нашем музее экспонируется копия с его портрета в комнате матери романиста. Она была сделана по благословению владыки Прокла с прижизненного портрета блаженного, хранящегося в фондах Ульяновского краеведческого музея.

– Знал ли Иван Александрович  блаженного Андрея?

-А.Л.:  Да, конечно. Он видел и знал святого с детских лет. Из жития известно, что чаще всего блаженный Андрей стоял у Вознесенского собора, который находился на Большой Саратовской улице – около дома Гончаровых. Есть основания предполагать, что святой бывал у Гончаровых. Знаем и то, что Иван Александрович с братом часто забирались на колокольню Вознесенского собора, за что мать, как вспоминал писатель, таскала их за уши. Сам романист лишь однажды упомянул о блаженном в письме к сестре, Анне Александровне Музалевской.  20 сентября 1861 года он писал о своем племяннике Викторе Михайловиче Кирмалове: «По возвращении моему сюда, застал я его бледна, изнуренна, крайне лохмата местами, под мышцами более, в изодранном одеянии и при том без калош по грязи ходяща, так, что если бы он выучился мерно произносить: би, би, бо, бо, – так мог бы с большим успехом поступить на должность симбирского Андреюшки, которую тот с таким успехом исправлял в течение 30 или 40 лет». Этот фрагмент письма свидетельствует, что Иван Александрович хорошо помнил блаженного Андрея Ильича.

– Кто еще из верующих людей мог оказать влияние
на Гончарова?

–А.Л.: Протоиерей Феодор Троицкий. Иван Александрович хорошо знал его. Встретился будущий писатель с ним еще в детстве, когда приехал учиться в частный пансион Екатерины Хованской в селе Архангельское Симбирской губернии. Отец Феодор был одним из первых педагогов писателя. Встреча с ним была очень важна для Ивана Александровича.

– Почему?

 – А.Л.:  Гончаров объединил две категории православия. Известный современный исследователь творчества писателя В.Н. Мельник (лауреат Литературной премии, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончаров за книгу «Гончаров и православие») писал: «Иван Александрович уже в детстве причудливо соединил в себе традиционную православную провинциальную религиозность с тяготением к цивилизации и культуре, казалось бы странное сочетание. Но именно оно составляет стержень мировозрения великого романиста». Встреча с блаженным дала писателю понимание о народном православии. А знакомство с отцом Феодором – понимание того, что православие это не только дедушки, бабушки и юродивые. Вера позволяет широко мыслить и неоднозначно воспринимать мир.

– Есть ли доказательства, будь то переписки или воспоминания современников, указывающие на  то, что писатель никогда не покидал путь христианина?

– А.Л.: Да. У Ивана Гончарова был духовник – священник Пантелеймоновской церкви в Петербурге Василий Перетерский. Он писал: «Я могу свидетельствовать, что он был человек верующий, хотя, может быть, по обычаю времени и по светским отношениям не всегда в жизни точно соблюдал обычаи и порядки церкви прихожанской. В храм Божий в воскресные и праздничные дни ходил; ежегодно исполнял христианский долг исповеди и святого причащения в своем прихожанском храме. Много лет как прихожанин он был членом приходского благотворительного общества…» Похоронили Ивана Александровича, согласно его устному завещанию, на Ново-Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Отец Василий вспоминал: «Я его напутствовал в последней предсмертной болезни: я тогда получил от него христиански смиренную просьбу, чтобы не хоронили его как литератора, на Волковом кладбище, а чтобы похоронили как простого христианина, скромно, просто, без всяких обычно тогда при погребении литераторов помпы и неискренней пышности и шума, в Невской лавре». Важно сказать и то, что долгие годы на могиле Ивана Гончарова по православному обычаю стоял простой дубовый крест.

– В декабре 2020 года у вашего музея вышла книга «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников». Что из себя представляет этот альбом?

– И.М.: Альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» – это литературно-художественное издание, включающее в себя иллюстрации, а точнее фотоснимки  графических акварельных работ, выполненные в определенной тематике, в сопровождении пояснительных текстов. В нашей книге мир творчества Гончарова представлен через обращение к его произведениям и через визуализацию  художественных образов, созданных романистом. Книга была подготовлена силами сотрудников музея Гончарова, большую помощь в составлении оказал отдел фондов Ульяновского областного краеведческого музея. Стоит отметить, что издание было создано и при поддержке Российского фонда культуры, в рамках проектной деятельности фонда. В альбоме представлено более двухсот иллюстраций русских художников XX-XXI веков. Кроме эстетической стороны картин художников, в издании есть и справочная составляющая. Альбом позволил объединить авторов разных эпох, работавших в разных техниках.

– Где можно ознакомиться
с этой книгой?

– И.М.:  Широкому читателю она доступна в электронном формате на сайте Ульяновского областного краеведческого  музея.

– С какими-либо иллюстрациями, картинами к своим произведениям писатель был знаком?

-И.М.:Ивану Алек-сандровичу была знакома картина Эльвира Андриолли «Вера из романа «Обрыв»». Гелиогравюра этой работы висела в кабинете у писателя в его квартире на улице Моховая в Петербурге.

Беседовала Ксения Висарова

№ 4 (540) 24 февраля 2021 г.