Неделя о Блудном сыне

В подготовительные недели перед Великим постом каждое воскресенье несет новую притчу, совет для переосмысления жизни и поступков.

К этому добавляется и постепенное ограничение в пище. В 2021 году Великий пост начинается 15 марта. В церковном году этот пост – наиболее строгий период воздержания, который предваряет главный христианский праздник – Пасху.

Неделя о блудном сыне – 28 февраля

В седмицу, следующую за воскресным днем 28 февраля, снова появляется пост в среду и в пятницу. Это видимое постепенное усиление пищевых ограничений, по мере приближения к началу поста.

Основная тема притчи о блудном сыне (см. Лк. 15, 11-32) – это возвращение сына, совершившего много ошибок, в отчий дом.

У отца было два сына. Младший попросил дать причитающуюся ему часть наследства и ушел в далекую языческую страну. Здесь он вел греховную беззаботную жизнь до тех пор, пока не истратил все средства. Ему приходилось наниматься на самые унизительные работы, чтобы не умереть с голода. Однажды он вспомнил, что в доме его отца даже слуги всегда имеют достаточно качественного хлеба. Тогда юноша решил вернуться домой, но уже в статусе слуги, понимая свою вину. Отец, издалека увидев идущего сына, побежал к нему навстречу, простил его, вернув знаки прежнего достоинства, и устроил в честь возвращения ребенка пир, заклав лучшего тельца.

Символика

Отец из притчи символизирует Бога, для Которого все люди – возлюбленные дети. Блудный сын является символом каждого, кто желает жить независимо от Бога, используя во зло свои дарования (наследство): силу, разум, красоту, данные Творцом. Далекая страна – темная область греха и страстей, по законам которых живет «мир сей», выносящий Бога за скобки, отгораживающийся от него. Покаяние начинается с того, что человек, осмотревшись, приходит в себя – начинает испытывать тоску по здоровой духовной пище, по здоровым отношениям, которые возможны только в Боге. Так в грешнике зреет желание вернуться к милосердному Отцу, чтобы выйти из того поруганного состояния, до которого его довело служение страстям, обманчиво сулившим радость и величие.

136-й псалом

 С Недели о блудном сыне в храме на воскресной утрени хор начинает петь 136-й псалом «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…» Псалом изгнания, плача и тоски иудеев, уведенных в плен в чужую страну, по Иерусалиму. В дни, предшествующие Великому посту, Церковь напоминает: покорившись суете и замусорив души ненужным хламом, мы оказались в греховном плену вдали от Бога. Пора возвращаться!

Тексты, которые мы слышим в храме в этот день, отождествляют каждого стоящего на богослужении с блудным сыном, осознавшим свое униженное состояние из-за порабощения греху и просящим помощи Небесного Отца в том, чтобы восстать и освободиться.

Например, в тропарях канона на утрени читаем: «Объятия Твои, Христе, простерши, радушно меня прими, из страны дальней греха и страстей возвращающегося». Или другой пример: «Всякому пороку я поработился, подчинившись жалким образом виновникам страстей [демонам – прим. ред.], и вне самого себя оказался по невниманию; сжалься надо мной, Спаситель, Небесный Отче, прибегающим к великому Твоему милосердию».

Неделя о Страшном Суде – 7 марта

Последняя подготовительная седмица к Великому посту называется «сырной», или, как принято говорить в народе, «масленицей».

С понедельника сырной седмицы Церковный устав уже не разрешает вкушать мясо, но во все ее дни можно употреблять другую скоромную пищу – масло, молоко, яйца, сыр. Отсюда и происходит название.

Сырная седмица начинается после воскресенья «О Страшном Суде» – это последнее предпостовое воскресенье, в которое едят мясо. Оно завершает предшествующую ему мясопустную седмицу. В мясопустную субботу (6 марта), перед памятью Страшного Суда Христова, совершается поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

Завершается седмица воскресным днем (14 марта), посвященным воспоминанию изгнания Адама из рая. Следующий день будет первым днем Великого поста.

Евангелие

В мясопустное воскресенье на литургии читается евангельский отрывок о Страшном Суде (см. Мф. 25, 31-46) – он и дает название этому дню. Христос рисует масштабную картину всеобщего суда, который состоится в конце земной человеческой истории. Воскресший Господь придет на землю второй раз. Если первое пришествие было в уничиженном виде – Спасителя распяли на кресте, как преступника, то Второе произойдет во всей славе Его Божества, и будет сопровождаться легионами ангельских сил.

Перед престолом, на котором сядет Христос, соберутся все народы земли – живые и мертвые, от праотца Адама до современников второго пришествия. Над человечеством произойдет всеобщий суд, который будет связан с отделением достойных от недостойных. Первые наследуют «жизнь вечную», а последние «муку вечную». Критерием оценки будет являться милосердие к ближнему. Накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного  – эти добрые дела покажут наличие в человеке любви. Отсутствие их, наоборот, скажет о пустоте сердца.

Страшный суд

Страшный Суд лишь сделает явной для всех ту реальность, которую за время земной жизни человек создал в душе, – благодатную, устремленную к Богу, или безбожно-эгоистическую, стремящуюся прочь от всего светлого и благодатного. Где сокровище человека, там и сердце его.

Тексты

Мысль богослужебных текстов вращается вокруг темы Страшного Суда: неподкупность и всеведение Судии, равенство всех категорий людей перед Ним, просьбы к Богу о милосердии, плач, трепет и страх, в котором будут пребывать грешники.

Вот несколько примеров, взятых из канона на утрени. «Настал день, бодрствуй, душа, уже при дверях суд, где вместе цари и князья, богатые и бедные собираются, и получит по достоинству им соделанного каждый из людей».

«В звании своем монашествующий и иерарх, старец и юный, раб и владыка будут испытаны; вдовица и дева дадут отчет; и горе тогда всем, не имевшим жизни безупречной».

 «Да не приду я в землю плача, да не увижу места тьмы, Христе мой, да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово, и из чертога Твоего извержен, несчастнейший, как имеющий на себе оскверненной одежду нетления».

Иерей Димитрий Трофимов

№ 4 (540) 24 февраля 2021 г.